О
МОЛИТВЕ
Бодрствуйте
и молитесь, чтобы не вплоть к искушение
(Мф. 26,41).
Непрестанно молитесь
(1 Сол. 5,17).
О молитве
нам, христианам, необходимо знать и говорить много, потому
что молитва есть дело, преданное нам Самим Богом.Молитва
есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва есть святая
беседа с Богом и Его угодниками. Истинно молиться - значит
быть в союзе с Богом, всегда пребывать с Ним, прилепляться
к Нему душою, как говорит Псалмопевец:
"Прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9), не отступая
никогда от Него и имея ум постоянно устремленный к Нему,
как и вещает пророк Давыд: "Благословлю Господа на
всяко время, выну (непрестанно) хвала Его во устех моих"
(Пс. 33,2).
Что воздух, вода и нища для тела, то - молитва для души,
посему молитва нам нужна более, чем пища. Без молитвы
для истинного християнина нет полноценной жизни, нет спасения
душевного. "Если для слепого большое лишение не видеть
солнца, то сколь большее лишение для християнина не молиться
часто, чтобы молитвой вводить в душу свою свет Христов?!"
- восклицает, вразумляя нас не оставлять молитвы, вселенский
отец Церкви снятый Иоанн Златоуст.
Дух Святыи устами пророков и апостолов учит нас всегда
пребывать в молитве как за себя, так и за ближних своих.
Существуют
различные виды молитв,
В молитве славословия мы воздаем славу и хвалу Творцу
всяческих за Его неизреченные милости и блага, посылаемые
нам;выражаем благоговейное удивление, представляя в сознании
своем величественные дела совершенного Божиего творения
и всеблагой Промысел Божий о всякой твари.
В молитве благодарения мы, исповедуя Бога источником всяческих
благ наших, от всего сердца радостно благодарим Отца небесного
и стремимся быть достойными Его великих благодеяний.
В молитве прошения мы с твердой уверенностью, что получим
просимое (Мф. 7, 7-11), если только просим "на добро"
(Иак. 4,3), поверяем Богу нужды и желания наши.
По месту и времени совершения молитва может быть общественной
(церковной) и келейной (домашней). Общественная молитва,
как правило, совершается в храмах, особенно по воскресным
и праздничным дням. Эта молитва имеет великое значение
в жизни християнина. Келейная молитва должна быть ежедневной
(она совершается утром и вечером, а также пред принятием
пищи и после) в доме каждого истинно верующего, всей семьей
(что очень важно!) или одним человеком.
По способу совершения молитва может быть внутренней (умная
и сердечная молитва) и наружной (внешней). Внутренняя
молитва совершается в глубине души - умом и сердцем, невидимо
для других. Такой молитве, если християнин навыкнет в
ней, никакие внешние препятствия не помешают совершаться.
Особенно важно и спасительно, по учению свв. отец, призывание
в молитве Спасителя нашего:
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
Наружная же молитва бывает тогда, когда произносится словами
и сопровождается благообразно совершаемыми внешними знаками,
принятыми Церковью для употребления при молитве от времен
апостольских, как-то: крестное знамение, поклоны (поясные
и земные) и проч. К сожалению, часто бывает одна наружная
молитва, без внутренней: когда слова молитвы произносятся
без внимания и благоговения, а также когда молящийся,
стоя на молитве, мыслями занят житейской суетой. Такая
молитва не только недостаточна для умилостивления Бога,
но наоборот - она прогневляет Его. Сам Исус Христос, приведя
слова пророка Исаии. осудил такую молитву: "Приближаются
ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце
же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня"
(Мф. 15. 8-9; Ис. 29, 13).
В истинном християнине внутренняя и внешняя молитвы должны
быть так тесно связаны, как душа с телом в человеке, должны
проникаться одна другой. Имея душу и тело, мы должны,
по слову Апостола, "прославлять Бога в телах наших
и в душах наших, которые суть Божий" (I Кор. 6, 20).
И вполне естественно (и спасительно!), когда в молитве
"от избытка сердца говорят уста" (Мф. 12, 34),
Высшим примером в этом для нас служит Господь Исус Христос.
Который Свою внутреннюю молитву выражал и словами, и благоговейными
движениями тела (Мф. 26. 39; Лк. 22. 41).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
К МОЛИТВЕ
Для совершения
молитвенного правила мужской пол должен быть с открытыми
головами, а женский пол непременно с покрытыми (в платках).
Те и другие в благоприличных (желательно в особо предназначенных
для молитвы) одеждах, с лестовкою. По возможности следует
зажечь лампаду пред образом Божиим. Очень важно становиться
на молитву с сердечным чувством преданности Богу, иметь
мир душевный, т. е. ничего не иметь плохого в сердце своем
ни на одного человека, единственно помышляя о своих грехах.
И тогда "сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит"
(Пс. 50, 19). Молиться мы должны с особым смирением и
благоговением. Став пред святыми иконами, как перед Самим
Творцом вселенной, Всемогущим Богом, Божией Материю и
Его святыми, зная, что пред Отцом Небесным даже безгрешные
ангелы с трепетом предстоят, мы - грешные и ничтожные
- тем более должны оказывать свое искреннее смирение и
покорность, чтобы молитвы наши были угодны Богу и Его
святым.
О
КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ
Крестное
знамение всегда нужно совершать истово, не спеша и с особым
благоговением, помня, что, при правильном перстосложении
и осенении себя крестным знамением по апостольскому преданию,
мы исповедуем важнейшие догматы истинной Христовой веры,
без которых невозможно спастись.Для совершения крестного
знамения, согласно учению свв. отец, нужно сложить вместе
три перста правой руки: большой с безымянным и мизинцем,
в знак того, что мы веруем во Святую Троицу; остальные
два перста протянуть вместе, при этом средний перст немного
наклонить. Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке
Исусе Христе: Божеское и человеческое. Тем самым мы веруем
и исповедуем, что Исус Христос есть истинный Бог и истинный
человек.И этими двумя перстами мы и должны истово осенять
себя, полагая на чело (лоб), на живот (на уровне пояса).
на правое плечо и на левое. И только после осенения себя
крестным знамением совершаем поклон, поясной или земной
(согласно уставу).
О ПОКЛОНАХ
"...Плоду предшествует цвет, цвету - лист, листу
- почка, оживление ветвей... Не знаете ли. что дар молитвы
- это плод? Много нужно потрудиться, пока этот плод созреет.
Поклоны - это первая окопка духовного дерева..."
(Из святоотеческих сказаний).
По капельке
малой, как живительный дождь, снизойдет на человека, упражняющегося
в поклонах, и молитвенный дух. Ведь молитва оживляет веру,
а поклоны способствуют укреплению в нас духа благочестия.
Поклоняние Богу есть внешнее выражение благоговения и
благодарности пред Ним, а также выражение смирения, покорности
и самоунижения, как следствие признания своей греховности.
Поклон людям также выражает уважение человека к человеку.
До нашего времени приветствие друг друга поклоном сохранилось
еще и в государствах, народы которых не исповедуют християнства.
Приветствие поклоном у них - целый ритуал. От того, как
поклоняние выполнено, без труда узнается, как к тебе относятся,
чего от тебя хотят. И конечно. если небрежный поклон человека
к человеку считается оскорблением того, к кому такой поклон
относится, то тем паче совершают великий грех те, кто.
молясь Богу, с небрежением и легкомыслием совершают поклоняние
Царю Небесному. По объяснению св. Василия Великого, "когда
мы кланяемся, то признаем свое грехопадение, а когда восстаем,
то этим исповедуем восстание духовное, спасение во Христе."
Совершая поклоны, всегда необходимо иметь в мысли, что
мы в знак любви к Богу и Его святым воздаем им честь,
славу и поклоняние. Совершать поклоны всегда следует не
спеша, благоговейно.
Душеспасительный святоотеческий обычай поклоняния идет
от ветхозаветной церкви; так молился Соломон в новом храме
и Даниил в плену вавилонском. Для християнской Церкви
обычай этот был освящен самим Исусом Христом, Который
во время молитвы преклонял колена и главу Свою на землю.
Поклоны бывают поясные и земные. При поясном поклоне голова
наклоняется так, чтобы она находилась на одной линии с
тем местом, где обычно находится пояс.
При земном поклоне колени и голову нужно наклонить до
земли (пола). По совершении крестного значения, простертые
ладони рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову
наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук
на подручнике; колени также преклоняют до земли вместе,
не растопыривая их. Это и называется земным поклоном (книга
"Сын церковный").
При совершении земных поклонов для соблюдения чистоты
под руки кладутся подручники (особые коврики или что-либо
другое), чтобы не касаться руками пола или земли.
Согласно Уставу о християнской жизни молитвенное правило
должно совершать: вечером - за Вечерню и за Павечерницу;
утром - за Полунощницу, за Утреню и за Первый час; днем
- за Часы: 3-й, 6-й и 9-й. Молитвенное правило исполняется
поклонами (по лестовке), кафизмами, 12-ю псалмами или
по Уставу церковному.- судя по возможности, усердию и
состоянию здоровья каждого; важно только, чтобы никто
и никогда не оставался без молитвы. Если у тебя нет возможности
помолиться в установленное время, помолись, когда возможно
и сколько возможно, придерживаясь исполнения Устава о
християнской жизни.
Более подробно о молитвенном правиле и о пище смотри в
книгах "Малый домашний устав", "Старчество"
и др.
О ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ
ЯЗЫКЕ
Богослужебный
язык Русской Православной Старообрядческой Церкви - церковнославянский,
на котором были написаны богослужебные книги, принятые
Русской Церковью при крещении Руси, Язык, на который были
переведены Священное Писание и церковнобогослужебные книги
святыми Кириллом и Мефодием, и древнерусский язык (предок
современного русского языка) - близкородственны.
Большинство слов и их значения общии у церковнославянского
языка с русским. В этом может убедиться всякий, без пристрастия
обратившийся к богослужебным книгам, в которых сравнительно
небольшое количество слов нуждается в переводе.
С другой стороны, современный литературный (классический)
русский язык представляет собой гармоничное сочетание
элементов русской речи и церковнославянской. "Говорить
о русском языке, как о языке отдельном от церковнославянского,
никак нельзя",-утверждает известный ученый филолог
Ф. И. Буслаев ("Историческая хрестоматия церковнославянского
и древнерусского языков". М" 1861, 17).
Славянские слова органично слились с русскими и образовали
вместе "великий, могучий, правдивый, свободный русский
язык" (И. С. Тургенев).
Иногда высказывается мнение, что церковнославянский язык
отжил свое время, а потому следует текст молитв переводить
на современный русский язык. Такое мнение в корне ошибочно.
И это веяние не ново. Еще в 20-х годах нашего века в новообрядческой
церкви возникло течение под именем "обновленчества".
И одним из пунктов программы обновленцев был перевод богослужебных
текстов на современный русский язык. Жизнь, однако, показала,
что идея считать церковнославянский язык мертвым сама
оказалась нежизнеспособной. В самом деле, как можно считать
мертвым язык, на котором молятся миллионы славян! А молитва
есть живое общение с Богом. На этом же языке мы общаемся
с угодниками Божиими, которые уже умерли для земной жизни
и в настоящее время возсылают славу Богу в Церкви небесной
и ходатайствуют о нас пред Престолом Божиим. Мы веруем,
что это так, ибо "Бог не есть Бог мертвых, но живых"
(Мф. 22, 32).
Многовековый молитвенный опыт Русской Церкви показывает,
что церковнославянский язык подходит как нельзя лучше
для молитвенного общения с Богом. Ведь беседа с Богом
- это не беседа с человеком. Поэтому язык молитвы должен
отличаться от языка обычной речи. Церковнославянский язык
придает молитвам и славословиям возвышенный стиль, отвлекая
душу от суетных земных забот и печалей. В этом отношении
язык нашего богослужения является неисчерпаемым сокровищем.
"Речь церковнославянская возбуждает в русских некоторое
благоговение уже самыми своими звуками,, хотя понятными,
но отличными от ежедневного говора, и составляет приличное
дополнение торжественности нашей церковной службы",-
пишет Ф. И. Буслаев (там же).
Великий наш соотечественник М. В Ломоносов высоко ценил
церковнославянский язык. Главная мысль Ломоносова: идеи
горняго (небесного) порядка должны выражаться и языком
горним, возвышенным, а о вещах житейской суеты следует
и говорить языком дольним.
Достоинства церковнославянского языка неоспоримы. И наша
задача - через обучение правильному церковнославянскому
чтению и пению, через изучение церковнославянских памятников
письменности и богослужебного наследия Церкви Русской,
сохранить этот великий язык и для наших потомков.
вверх >>
© 2004 - 2005 |