Авва
(арам.) - так называли отца дети, и так обращался
к Богу Исус Христос, а вслед за Ним и первые христиане.
Август
(лат.) - титул римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана;
впоследствии перешел к его преемникам.
Агнец
(слав.) - молодой барашек. Агнцы часто употреблялись для
жертвоприношений (в том числе, для торжественного пасхального
жертвоприношения). В Новом Завете агнец становится символом
жертвенной смерти Исуса Христа.
Агнчий
(слав.) - как у агнца.
Аир
- воздух, благовонный тростник, произрастающий в Передней
Азии.
Акриды
(греч.) - насекомые наподобие саранчи, иногда употребляющиеся
в пищу.
Алавастровый
- сделанный из алавастра (алебастра) - мягкого поделочного
камня.
Алкать
(слав.) - испытывать голод; страстно желать чего - либо.
Аллилуия
(евр.) - «хвалите Господа». Эти слова возглашались при
ветхозаветном храмовом богослужении и являются зачином
или окончанием ряда псалмов.
Алой
(в современном русском языке принято написание «алоэ»)
- 1. дерево с пахучей древесиной, использовавшейся как
благовоние. 2. растение выделяющее ароматическую смолу,
которая применялась, в частности, в медицине.
Алчба
(слав.) - голод, страстное желание.
Альфа
- первая буква греческого алфавита, символ начала.
Аминь
(евр.) - «истинно так». Еврейская религиозная традиция
предписывает, услышав благословение или проклятие, к которому
хочешь (или обязан) присоединиться, отвечать на него «аминь».
В христианской традиции слово «аминь» стало обычным завершением
любой молитвы.
Анака
(евр.) - животное, запрещенное в пищу как нечистое (возможно
вид ящерицы).
Анафема
(греч.) - букв. «возложение», «возложенное». В греческом
переводе Ветхого Завета этим словом обозначаются вещи,
скот, поля, люди и даже целые города, которые были отделены
для Господа и тем самым обречены на уничтожение , в русском
переводе Ветхого Завета греч. слову «анафема» соответствует
«заклятие» «заклятое»; например, в эпоху Нового Завета
это слово приобретает значение «проклятье», «проклятое»,
«проклятый».
Ангел
(греч.) - букв. «вестник». Так называют в Библии вестники
Бога - сверхъестественные, духовные существа, служащие
Богу. Иногда слово «ангел» употреблено в своем прямом
значении: «вестник», «глашатай».
Анис
- растение, семена которого употребляются в качестве пряности
и лекарства.
Антихрист
(греч.) - букв. «вместо Христа». Противник Христа и христиан,
который должен прийти перед концом мира.
Апостол
(греч.) - букв. «посланец». В Новом Завете - «посланец
Христа», т.е. миссионер, посланный Христом на проповедь.
Ареопаг
(греч.) - букв. «холм Ареса» - греч. бога войны. Место
в Афинах, на котором собирался совет, по имени холма также
называемый «ареопагом». Во времена Нового Завета ареопаг
преимущественно играл роль афинского уголовного
суда.
Архангел
(греч.) - старший «начальствующий» ангел.
Аспид
(греч.) - ядовитая змея.
Ассарий
- римская медная монета. Один ассарий равнялся четырем
кодрантам.
Багряница (слав.) - ткань, окрашенная драгоценной
пурпуровой краской, а также одежда из этой ткани.
Бальзам
- в Библии этим словом обозначается смола деревьев или
кустарников, использовавшаяся как благовоние и лекарство.
Бат
- древнееврейская мера объема жидкостей, десятая часть
хомера (предположительно ок. 39 л.).
Бдолах
(евр.) - род благовонной смолы (по другим толкованиям
- драгоценный камень).
Безмездный
- даровой, ничем не вознаграждаемый, не получающий платы,
мзды.
Белильничье
поле - участок земли, на котором белильщики расстилали
для просушки ткани и шерсть.
Белильщик
(слав.) - ремесленник, отбеливавший ткань и шерсть.
Бесквасное
(слав.) - хлеб, испеченный без закваски. В дни праздника
Пасхи иудеи должны были очистить свои дома от квасного
и закваски, поэтому у ап. Павла бесквасное служит символом
новой, очищенной жизни.
Бийца
(слав.) - драчун.
Благовествование,
благовестие (слав.) - буквальный перевод греческого
слова евангелие.
Благовествовать
(слав.) - нести людям весть о Царствии Божием.
Благовестник
- перевод на славянский язык греческого слова евангелист.
Благонравный
- нравственный, добронравный, хороших правил поведения.
Благопоспешить
(слав.) - способствовать исполнению чьего - либо намерения.
Благостыня
(слав.) - изобилие, благосостояние.
Благоутробие
(слав.) - милосердие, сострадание.
Блуд,
блудодейство, блудодеяние (слав.) - разврат, проституция,
незаконная связь с незамужней женщиной.
Боящийся
Бога, чтущий Бога - так назывались в эпоху Нового
Завета обратившиеся в иудаизм язычники, соблюдавшие отдельные
нормы Моисеева Закона, но не принявшие обрезания.
Бранный
(слав.) - боевой.
Брань
(слав.) - битва, война, ссора.
Брение
(слав.) - глина, жидкая грязь.
Брение
из плюновения - смесь земли со слюной.
Варвар (греч.) - не грек, человек, не приобщенный
к греко - римской цивилизации.
Василиск
(греч.) - в русском переводе Библии это слово означает
ядовитую змею.
Вежды
(слав.) - веки.
Велелепный
(слав.) - величественный, великолепный.
Велеречие
- многословие, многоречие.
Вено
(слав.) - плата от жениха за невесту; приданное, что дано
невесте в дар, к венцу.
Вереи
(слав.) - брусья, которыми запирают ворота, а также столбы,
на которые навешиваются ворота.
Вержение
(слав.) - бросок.
вержение камня - расстояние, равное полету брошенного
камня.
Вертеп
(слав.) - пещера.
Ветхий
(слав.) - старый, прежний.
Ветхий днями - Старец.
Вечеря
(слав.) - обед. В библейские времена обедали вечером после
рабочего дня.
вечеря любви - вечернее собрание первых христиан для
молитвы и совместной трапезы.
Вещун
(слав.) - предсказатель.
Веяло
- орудие для веяния хлеба. Обычно колесо с лопастями,
в барабане или кожухе, отвевающее мякину, между тем как
зерно очищается, проходя через несколько сит.
Взалкать
(слав.) - проголодаться.
Виночерпий
- чиновник, ответственный за снабжение царского двора
вином.
Виссон
(греч.) - тончайшая льняная ткань, которую носили цари,
первосвященники и очень богатые люди.
Вкупе
- вместе, совместно, вообще, сообща, заодно, разом. В
куче, кучею.
Влагалище
(слав.) - 1. золотые кольца, в которые вставлялись шесты
для ношения жертвенника. 2. кожаный мешочек (кошелек)
для ношения монет.
Власяница
(слав.) - грубая волосяная одежда, носимая на голом теле,
надеваемая в знак покаяния или траура.
Водонос
(слав.) - сосуд для воды.
Возглавие
(слав.) - изголовье, подушка.
Возглаголать
(слав.) - начать говорить, заговорить.
Волна
(слав.) - белая овечья шерсть.
Волхв
(слав.) - маг, звездочет, мудрец.
Волчцы
(слав.) - колючие растения.
Восклониться
(слав.) - выпрямиться.
Воскрилия
(слав.) - 1. края одежды. 2. особые кисточки, которые
согласно Закону Моисееву должны окаймлять одежду иудея.
Восхитить
(слав.) - схватить, унести, вознести.
Вотще
(слав.) - тщетно; напрасно, попусту, безуспешно, неудачно;
даром.
Вретище
(слав.) - одежда из грубой ткани, надеваемая в знак покаяния
или траура.
Всесожжение
- торжественное жертвоприношение, при котором животное
сжигается на жертвеннике полностью, без остатка.
Вскиснуть
- подняться (о тесте).
Всуе
(слав.) - напрасно.
Втуне
- бесплодно, напрасно, без причины, без пользы.
Высевки
- мякина; сор, отделенный от зерна.
Высоты
- располагавшиеся на вершинах холмов хананейские святилища.
После переселения в Палестину израильтяне также стали
строить высоты, переняв эту практику у хананеев. Культы,
отправлявшиеся на высотах, противоречили заповедям Закона
Моисеева и сурово осуждались пророками.
Выя
(слав.) - шея.
Гаввафа (арам.) - возвышение. Так называлось по -
арамейски место, где Пилат судил Исуса.
Геенна
(евр. «Гей - Хинном», т.е. «долина Хинном») - овраг под
стенами Иерусалима, свалка мусора и нечистот, где для
их уничтожения поддерживался постоянный огонь. В Новом
Завете иносказательное обозначение ада.
Гера
- древнееврейская мера веса (ок. 600 г.), двадцатая часть
сикля.
Гин
- древнееврейская мера объема жидкостей, шестая часть
бата (предположительно ок. 6,5 л.).
Глава
угла (слав.) - камень фундамента, на который опирается
угол дома; от его надежности зависит прочность всей постройки.
Глагол
(слав.) - слово.
Година
(слав.) - время, час.
Голгофа
(арам.) - букв. «череп». Так назывался холм под Иерусалимом,
где происходило распятие Христа.
Гомор
- древнееврейская мера объема сыпучих тел, десятая часть
ефы (предположительно ок. 3,9 л.).
Горлица
(слав.) - дикий голубь.
Горний
(слав.) - вышний, небесный.
Горнило
(слав.) - плавильная печь.
Гофер
(евр.) - дерево, из которого был построен Ноев ковчег.
Какое именно дерево обозначается в Библии этим словом,
неизвестно.
Гроб
(слав.) - гробница, склеп.
Грядущий,
грядый (слав.) - идущий, приходящий приближающийся.
Гумно
- 1. место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
2. помещение, сарай, площадка для молотьбы.
Давир (Святое Святых) (евр.) - внутреннее помещение
Иерусалимского Храма, где находился Ковчег Завета.
Дееписатель
(слав.) - высокопоставленный придворный чиновник, возможно,
советник царя.
Денница
(слав.) - заря; утренняя звезда.
Десница
(слав.) - правая рука.
Десятиградие
- союз десяти городов - государств, расположенных в долине
Иордана и в Заиорданье.
Десятина
- десятая часть урожая или дохода. Согласно Закону Моисееву,
израильтяне обязаны были отдавать левитам и священникам
десятую часть урожая. Фарисеи считали, что этот налог
следует платить не только с основных сельскохозяйственных
культур, но даже с пряных трав.
Детоводитель
(слав.) - наставник детей, раб, отводивший детей в школу,
«дядька».
Диавол
(греч.) - 1. клеветник. 2. в Новом Завете - одно из имен
злого духа.
Диадема
- головное женское украшение.
Диадима
(греч.; в современном русском языке принято написание
«диадема») - головное украшение вроде повязки, короны,
венца.
Диакон
(греч.) - букв. «служитель». В ранней Церкви так именовались
помощники апостолов и епископов.
Диаконисса
(греч.) - служительница.
Дидрахма
(«двойная драхма») - греческая монета достоинством в две
драхмы. Пожертвование на Храм, которое во времена Исуса
должно было вноситься раз в год каждым взрослым иудеем,
равнялось как раз двум драхмам.
Динарий
- римская серебряная монета, примерно соответствовавшая
греческой драхме. В эпоху Нового Завета один динарий составлял
обычную дневную плату солдата или рабочего - поденщика.
Диопет
(греч.) - почитаемое в Ефесе изображение Артемиды, якобы
упавшее с неба.
Длань
(слав.) - ладонь, кисть руки.
Довольствовать
(слав.) - помогать, обеспечивать необходимым.
Доколе
(слав.) - 1. «до тех пор, пока». 2. «до каких пор?».
Дольный
(слав.) - обитающий в долинах.
Дом
- в Библии, помимо привычного нам значения «жилище», это
слово часто употребляется в переносном смысле - «семья»,
«род», «народ», «династия».
Домостроитель
(слав.) - управляющий домом или имением.
Домостроительство
(слав.) - букв. «управление домом или имением». В расширительном
значении - «управление, руководство, организация, план».
В Новом завете - «Божий план спасения падшего человечества».
Доселе
(слав.) - до сих пор.
Драхма
(греч. «дарик») - 1. персидская золотая монета. 2.
греческая серебряная монета, примерно соответствовавшая
римскому динарию.
Древле
(слав.) - прежде.
Древо
(слав.) - дерево, деревянный столб. В Новом Завете это
слово иногда употребляется в значении «крест».
Дресва
(слав.) - песок, щебенка.
Дрок
- колючий кустарник.
Дромадер
- одногорбый верблюд.
Дщерь
(слав.) - дочь.
дщерь Сиона, дщерь Иерусалима - жители Иерусалима.
Дщица
- пласт, пластина, плита, плоский брус, доска.
Евангелие (греч.) - букв. «доброе известие», «благая
весть». В Новом Завете это слово сначала означало весть
о приближении Царства Божьего, а затем, после Воскресения
Исуса, - Весть о смерти и Воскресении Мессии. Позднее слово
«евангелие» стало употребляться в привычном для нас значении
«письменное повествование об Исусе Христе».
Евангелист
(букв. «благовестник») - тот, кто своей проповедью несет
людям Весть о приближении Царствия Божьего, о смерти и
Воскресении Мессии. Позднее, уже после написания книг
Нового Завета, это слово начинают употреблять в значении
«автор евангелия», т.е. «автор письменного повествования
об Исусе Христе».
Евнух
(греч.) - кастрат, служитель в женских покоях во дворце
царя или вельможи.
Единородный
(слав.) - единственный (о сыне).
Елей
- оливковое масло. В Палестине оно употреблялось не только
в пищу, но и в косметических и лечебных целях. Елей использовался
также и в обрядах помазания (например, священника или
пророка).
Еллин
(в современном русском языке принято написание «эллин»)
- самоназвание древних греков. В Новом Завете это слово
обозначает вообще всех неевреев.
Еллинисты
- евреи, выросшие и получившие образование за пределами
Палестины, в языческих странах. В повседневной жизни они
пользовались греческим языком.
Епанча
(слав.) - широкий плащ без рукавов.
Епископ
(греч.) - букв. «надзиратель, блюститель». Руководитель
(или один из руководителей) местной церкви.
Епископство
- должность епископа.
Ересь
(греч.) - букв. «выбор». В античности это слово широко
употреблялось в значении «философская школа», «религиозно
- философское движение». В раннем христианстве оно приобретало
негативный оттенок: «разномыслие», «инакомыслие», «секта».
Ефа
- 1. древнееврейская мера объема сыпучих тел, десятая
часть хомера (предположительно ок. 39 л.). 2. сосуд емкостью
в одну ефу.
Ефод
(евр.) - 1. священное льняное облачение, носимое преимущественно
(но не исключительно) священниками. 2. облачение первосвященника
из золота, цветной шерсти и виссона. К нему крепился наперсник
судный с уримом и туммимом, которые служили для узнавания
воли Господа.
Ехидна
(греч.) - так в Библии называется ядовитая змея.
Жезл (слав.) - ветка; палица; пастушеский посох.
провести под жезлом - пересчитать (о стаде).
Жеребий,
жеребей - 1. кусочек, отрезок. 2. отрезок с меткою
для метания и решения чего - либо спорного.
Жернов
- в Библии этим словом обозначаются ручные жернова для
помола зерна.
Жертва
- дар, приношение Богу. В ветхозаветном храмовом богослужении
важнейшее место занимало принесение в жертву Богу животных:
крупного и мелкого рогатого скота, мелких птиц, - а также
муки, хлеба, вина и оливкового масла. В качестве жертвы
сжигались также особые благовонные смеси. Смерть Исуса
Христа понимается в Новом Завете как искупительная жертва
Богу.
Жертвенник
- специальное возвышение, на котором сжигались жертвы.
Животных перед сожжением убивали.
жертвенник кадильный - стол в Храме, на котором в
качестве жертвы Богу сжигались благовонные смеси.
Жестоковыйный
(слав.) - букв. «с негнущейся шеей». В переносном смысле
- строптивый, упрямый.
Животворить
(слав.) - давать жизнь.
Житница
(слав.) - амбар, помещение для хранения зерна.
Жниво
(слав.) - так названа стерня, жнивье.
Завет (слав.) - договор. Договор, заключенный на
горе Синае между Богом и израильским народом, являлся главным
событием религиозной истории древнего Израиля. Жертвенной
смертью Исуса Бог заключил с людьми Новый Завет. Впоследствии
слова «Новый Завет» стали обозначать собрание священных
книг собственно христианской Церкви, а «Ветхий Завет» -
собрание священных книг, унаследованных христианами от иудеев.
Завещать,
завещевать (слав.) - дать заповедь, повеление, наставление.
завещать завет - заключить договор.
завещать Царство - передать царскую власть; сделать
соправителем.
Заднее
(слав.) - прошлое.
Закваска
(слав.) - состав или вещество наподобие дрожжей, вызывающее
брожение. В дни праздника Пасхи иудеи должны были очистить
свои дома от квасного и закваски, поэтому закваска выступает
иногда в Новом Завете как символ скверны, подлежащий очищению.
Заквашивать
- поднимать тесто (о закваске).
Заклание
(слав.) - убой (скота).
Закон
- в Новом Завете под этим словом подразумевается обычно
Закон Моисеев (т.е. первые пять книг Библии). Словосочетание
«закон и пророки» часто служило обозначением всей совокупности
книг Священного Писания древнего Израиля.
Законник
(слав.) - знаток Моисеева Закона.
Законоположение
(слав.) - установление закона.
Законоучитель
(слав.) - знаток и учитель Моисеева Закона.
Заспать
- задавить во сне (младенца).
Заушать
(слав.) - бить по лицу.
Звероядина
(слав.) - мясо животного, растерзанного хищным зверем.
Зеница
(слав.) - зрачок.
Зилоты
(греч.) - букв. «ревнители». Название религиозно - политического
движения в Иудаизме времен Исуса. Зилоты стремились, прежде
всего, к свержению языческого (римского) господства над
Палестиной.
Злострадание
(слав.) - страдание, несчастье.
Знамение
(слав.) - знак; в Библии, это как правило, чудо - знак,
проявление Божьей силы.
Знаменование
(слав.) - значение.
Зуй
- птица, запрещенная в пищу; возможно, вид цапли.
Иго (слав.) - ярмо, деревянный хомут для тяглового
скота. В переносном смысле - работа, тяжесть.
Идол
- языческое божество; изображение языческого бога.
Идоложертвенное
- мясо, оставшееся после принесения животного в жертву
языческому богу. Обычно это мясо съедали сами жертвователи,
а часть продавали на рынке.
Иерей
(греч.) - то же, что священник.
Изверг
(слав.) - выкидыш; ребенок, родившийся раньше срока.
Изгарь
(слав.) - перекаленное железо, шлак.
Изгладить
(слав.) - стереть, вычеркнуть.
Инде
(инуде) (слав.) - «в другом месте».
Иота
- здесь «йуд» - самая маленькая буква еврейского алфавита,
по написанию напоминающая черточку.
Ипостась
(греч.) - реальность, сущность. Позднее в богословии
ранней Церкви слово «ипостась» получает значение «одно
из лиц Святой Троицы».
Иродиане
- сторонники Ирода и его династии, сотрудничавшие с римскими
властями.
Искони
(слав.) - изначала.
Искупление
(слав.) - букв. выкуп. В Ветхом Завете - избавление Богом
своего народа, В Новом Завете - спасение, даруемое через
жертвенную смерть Исуса Христа.
Искушение
(слав.) - испытание.
Исповедать
(-ся) (слав.) - 1. открыто рассказать о чем либо:
например о вере или о своих грехах. 2. признать свою приверженность
кому - либо (исповедать чье - либо имя).
Испросить
- добиться чего - либо просьбой, выпросить.
Иссоп
(греч.) - палестинское растение. Из его стеблей изготавливались
кропила (метелочки для ритуального окропления).
Истаевать
(слав.) - изнемогать, мучиться.
Исторгнуть
(слав.) - вырвать.
Каб - древнееврейская мера объема сыпучих тел, восемнадцатая
часть ефы (предположительно ок. 2 л.).
Кадильница
- сосуд, в котором сжигается благовонная смола.
Кадильный
- см. жертвенник кадильный.
Каждение
- сжигание благовонной смолы в качестве жертвы Богу.
Камелопард
(греч.) - животное, разрешенное в пищу (возможно,
олень, дикий баран или дикий козел).
Каперс
(евр.) - южное стелющееся цветочное растение. Маринованные
бутоны используются как острая приправа.
Капитель
- архит. оглавие, верхняя часть столпа, колонны,
с различными украшениями.
Капище
(слав.) - место совершения языческих обрядов, идолище,
языческий храм, кумирня, жрище.
Касия
- дерево, высушенная кора которого - разновидность корицы.
Квасить
- поднимать тесто (о закваске).
Квасное
(слав.) - хлеб, приготовленный с добавлением закваски.
Кесарь
(в более принятом, но позднем произношении - «цезарь»)
- фамильное имя Гая Юлия Цезаря (100 - 44 гг. до н.э.),
ставшее в последствии титулом римских императоров.
Кесита
(евр.) - серебряная монета.
Кидар
(евр.) - головной убор первосвященника.
Кимвал
(греч.) - медный ударный музыкальный инструмент наподобие
тарелок.
Кипер
(евр.) - растение с сильным и приятным запахом.
Киса
(евр.) - сумка.
Книжник
(слав.) - писец; знаток Моисеева Закона. В эпоху Нового
Завета книжники, как правило, были из фарисеев.
Ковчег
(слав.) - букв. «ящик, ларец». Ковчегом называется в Библии
корабль, в котором Ной спасся от Потопа.
ковчег Завета - священный ларец, находившийся в
Святом Святых Иерусалимского Храма.
Ковы
(слав.) - злые умыслы, заговор.
Кодрант
- самая мелкая римская медная монета, четверть ассария.
Кое
- от мест. кой. Что, какой, который.
Колено
(слав.) - племя. Израильский народ делился на двенадцать
колен (племен).
Колония
- город, основанный и населенный выходцами из другой страны.
Кольми
(слав.) - насколько.
кольми паче - насколько больше.
Кор
- древнееврейская мера объема сыпучих тел и жидкостей,
равная хомеру (предположительно ок. 390 л.).
Корван
(евр.) - букв. «приношение», т.е. «приношение Богу». Вещь,
посвященная Богу как «корван», не могла быть использована
в «мирских» целях.
Костоеда
- местная порча, болезнь кости.
Краеобрезание
- отсеченная крайняя плоть мужчины или мальчика.
Краеугольный
камень - камень фундамента, на который опирается угол
дома; от его надежности зависит прочность всей постройки.
Крепость
- помимо привычного нам значения, в Синодальном переводе
Библии это слово может употребляться в значении «сила».
Крест
- столб с перекладиной, на котором римляне казнили преступников.
Крестить
- в греческом подлиннике употреблено слово, букв. означающее
«окунать, погружать в воду». Крещение, совершавшееся Иоанном
Крестителем и его учениками, восходит к иудейскому обычаю
ритуального омовения.
Кровоочищение
(слав.) - менструация.
Кропить
(слав.) - обрызгивать.
Кружало
(слав.) - гончарный круг.
Кручина
- огорчение, горе, длительное душевное страдание, тоска,
печаль.
Куколь
(слав.) - сорная трава.
Купина
(слав.) - куст. Из горящего куста Бог воззвал к Моисею.
Курение
(слав.) - 1. дым. 2. сжигание благовонной смолы в
качестве жертвы. 3. благовонная смесь для сжигания в качестве
жертвы.
Курительный
(слав.) - предназначенный для благовонного курения.
Курить
(слав.) - сжигать благовонное курение.
Куща
(слав.) - шалаш из ветвей. Один из важнейших праздников
Ветхого Завета назывался «Праздником кущей» (т.е. «Праздником
шалашей»), поскольку во время этого праздника израильтянам
предписывалось жить в шалашах.
Ладвея - верхняя половина ноги от бедра до колена,
бедро.
Ланита
(слав.) - щека; ланитный, к щеке относящийся.
Левиафан
(евр.) - морское чудовище, символизирующее в Ветхом
Завете силы хаоса.
Левиты
- потомки Левия, одного из двенадцати сыновей патриарха
Иакова. Племя Левия было особым образом предназначено
на служение Богу, однако согласно Закону Моисееву лишь
один из левитских родов - потомки Аарона - имел право
совершать жертвоприношения и другие священнодействия.
В большинстве текстов Библии слово «левит» обозначает
потомков Левия, не принадлежащих к роду Аарона и потому
не являющихся священниками.
Легион
(лат.) - воинское соединение в римской армии, около
шести тысяч пехотинцев.
Лемеш
- часть плуга, подрезающая пласт земли снизу и передающая
его на отвал.
Лепта
- самая мелкая греческая медная монета в эпоху Нового
Завета, половина кодранта.
Летаа
- животное, запрещенное в пищу как нечистое (возможно,
вид ящерицы).
Лето
(слав.) - помимо привычного нам значения, в Синодальном
переводе Библии это слово может употребляться в значении
«год».
Лжехристы
- лжемессии, самозванные мессии.
Либертинцы
(лат.) - вольноотпущенники, то есть бывшие рабы, отпущенные
господином на свободу, и их дети.
Ливан
(греч.) - то же, что ладан.
Лики
(слав.) - собрание поющих, хор; хоровод.
Литра
(греч.) - мера веса, около 325 г.
Лифостротон
(греч.) - каменный помост. Так называлось по - гречески
место, где Пилат судил Исуса.
Лихва
(слав.) - проценты от ссуды.
Лицеприятие
(слав.) - пристрастное отношение.
Лобное
место (слав.) - букв. «место черепа». См. Голгофа.
Лобызать
- лобзать, целовать.
Ловитва
(слав.) - охота, добыча, лов, ловля.
Лог
- древнееврейская мера объема жидкостей (предположительно
двенадцатая часть гина, т.е. ок. 0,5 л.).
Ложесна
(слав.) - утроба матери.
младенец, разверзающий ложесна - первенец.
Локотники
(слав.) - подлокотники.
Локоть
- мера длины, около полуметра.
Лоно
(слав.) - 1. грудь, живот. 2. подол платья, подобранный
и стянутый поясом на животе; служил своего рода большим
карманом.
Лошак
- мул.
Лукавый
(слав.) - букв. «злой, дурной, порочный». Описательное
наименование злого духа.
Любодейство,
любодеяние (слав.) - см. блуд.
Любопрение
(слав.) - тщеславие, соперничество.
Любострастие
(слав.) - распутство, нарушение супружеской верности.
Любостяжание
(слав.) - жадность, страсть к деньгам и вещам.
Лядвеи
(слав.) - бедра, тазобедренный пояс, поясница.
Малакий (греч.) - букв. «слабый, изнеженный»; возможно,
пассивный гомосексуалист.
Малиться
- умаляться, убывать.
Маммона
- семитское божество богатства; богатство.
Мандрагоровые
яблоки - плоды мандрагоры, растения, распространенного
в Средиземноморье. Обладают наркотическими (а по древним
поверьям также и магическими) свойствами.
Маран
- афа (арам.) - «приди, Господь». Предположительно
эти слова провозглашались на собраниях первых христиан.
Масть
(слав.) - елей или благовоние, предназначенные для
использования в медицине и косметике.
Медник
(слав.) - ремесленник, изготавливающий медные изделия.
Мера
- этим словом в Синодальном переводе Нового Завета передаются
практически все греческие и еврейские названия единиц
объема, использовавшихся при измерении жидких и сыпучих
тел.
Мессия
(греческая передача евр. «машиах») - см. помазанник.
Милоть
(слав.) - овечья шкура, одежда из овечьих шкур.
Мина
- 1. древнееврейская мера веса, равная 50 сиклям. Следуя
вавилонской системе мер и весов, пророк Иезекииль предписывает,
чтобы мина равнялась 60 сиклям. 2. греческая мера веса
(ок. 430 г.) и стоимости (приблизительная цена 430 г.
серебра). Как денежная единица одна мина равнялась ста
драхмам.
Миро
- смесь драгоценных благовонных веществ.
Мироварник
(слав.) - тот, кто варит миро.
Мироправители
(слав.) - правители мира. Описательное наименование
злых духов, властвующих над падшим миром.
Мирра
- см. смирна.
Мирт,
мирта - крупный вечнозеленый кустарник, растущий по
берегам рек.
Мор
(слав.) - чума, эпидемия.
Моровая
язва - эпидемия.
Мрежа
- ячеистая ткань, вязанье, рыболовная сеть.
Мытарь
(слав.) - сборщик податей и пошлин в пользу властей
Римской империи, оккупировавшей Иудею. Евреи считали мытарей
предателями и грешниками.
Навой (слав.) - поперечный брус ткацкого стана, на
который навита основа.
Назорей
- тот, кто дал особый обет посвящения себя Богу. Назорей
не должен был пить вина и других хмельных напитков, стричь
волосы и прикасаться к мертвому телу.
Наипаче
(слав.) - прежде всего, больше всего.
Наказать
- это слово может употребляться в Библии в значении «приказать»,
«дать наставление».
Наперсник
(слав.) - друг.
Наперсник
судный - букв. «нагрудник», «нагрудник правосудия».
Деталь облачения ветхозаветного священника. Изготовленный
из сложенной вдвое драгоценной ткани, он крепился к ефоду
на груди первосвященника и был украшен двенадцатью драгоценными
камнями, на которых были вырезаны имена двенадцати племен
Израиля. Внутрь наперсника первосвященник должен был вкладывать
урим и туммим.
Нарамники
(слав.) - букв. «наплечники». Деталь облачения ветхозаветного
первосвященника, своего рода застежки к ефоду. К нарамникам
крепились два драгоценных камня с вырезанными на них именами
двенадцати племен Израиля.
Нард
(евр.) - 1. душистая трава, произрастающая в Палестине.
2. душистое индийское растение, из которого изготовлялось
драгоценное благовонное масло.
Насупротив
- 1. напротив (по местности). 2. делать назло, вопреки,
наперекор.
Необрезанный
- не еврей, см. обрезание.
Неплодная
(слав.) - бездетная (о женщине).
Непотребство
(слав.) - распущенность, безнравственность.
Несловесный
(слав.) - косноязычный.
Нетление
(слав.) - бессмертие, вечность.
Нетопырь
(слав.) - летучая мышь.
Нефинеи
(евр.) - храмовые работники, прислуживавшие левитам.
Нечестивый
- не почитающий Бога, безбожник.
Николаиты
- раннехристианская еретическая секта.
Обесчадить (слав.) - лишить детей.
Обетование
(слав.) - обещание.
Обновление
(евр. «ханука») - праздник, отмечаемый в память об
очищении в 165 г. до н.э. Иерусалимского Храма, который
был перед этим осквернен язычниками.
Обрезание
- 1. отсечение крайней плоти у мужчины или мальчика. Знак
завета Бога с Авраамом и его потомками. 2. евреи.
Оброть
- конская узда без удил и с одним поводом для привязи.
Общник
(слав.) - тот, кто причастен чему - либо.
Овен
(слав.) - баран.
Одесную
(слав.) - по правую руку, справа.
одесную силы - по правую руку Бога.
Одр
(слав.) - постель.
Озлобление
(слав.) - зло, несчастье, оскорбление.
Окопы
(слав.) - осадные сооружения: стена или вал, которыми
осаждающие окружали город.
Омег
- 1. горечь, все невыносимо горькое на вкус. 2. хмельной,
одуряющий, ядовитый напиток.
Омега
- последняя буква греческого алфавита, символ конца, завершения.
Онагр
(греч.) - дикий осел.
Оних
(греч.) - благовонная смола кустарника, произрастающего
в Передней Азии.
Опресноки
- пресные, т.е. испеченные без закваски, хлебы, которые
ели иудеи во время праздника Пасхи.
дни опресноков - дни Пасхи.
Орало
(слав.) - плуг, орудие для пахоты.
Оратай
(слав.) - пахарь, земледелец.
Орать
(слав.) - пахать.
Орган
- в Синодальном переводе Библии это слово обозначает разновидность
флейты.
Орикс
(греч.) - животное, разрешенное в пищу (возможно,
олень, дикий баран или дикий козел).
Орудие
(слав.) - инструмент; музыкальный инструмент.
Осанна
(евр.) - букв. «спаси же!». Молитвенный возглас, употреблявшийся
при ветхозаветном богослужении. В Новом Завете эти слова
становятся торжественным приветствием грядущему Мессии.
Осиявать
- освещать сиянием, обдавать ярким светом.
Основа
- продолжительная нить в ткацком станке и ткани.
Отава
- подрост, трава, выросшая после косьбы.
Отверзать
(-ся) (слав.) - открывать (-ся).
Отвне
(слав.) - снаружи.
Отревать
(слав.) - отвергать.
Отрок
- 1. подросток. 2. служитель, раб.
Отче!
(слав.) - Отец! (звательная форма).
Очистилище
(слав.) - букв. «место, где очищаются грехи». Таинственное
местопребывание Бога над крышкой Ковчега Завета.
Пажить (слав.) - пастбище.
Пакибытие
(от слав. «паки» - вновь) - новое бытие после пришествия
и воцарения Сына Человеческого.
Папировый
- сделанный из папируса.
Паршивость
- парша, кожное заболевание.
Паства
(слав.) - стадо.
Пастыреначальник
(слав.) - начальник над пастырями.
Пастырь
(слав.) - букв. «пастух». В переносном значении -
религиозный наставник.
Пасха
(евр. «песах», арам. «пасха») - 1. величайший из ветхозаветных
праздников, отмечавшийся в память об освобождении евреев
от египетского рабства. Закон Моисеев запрещал во время
праздника Пасхи употреблять в пищу квасное, поэтому Пасха
называлась также «праздником опресноков». Праздник Воскресения
Христова носит ветхозаветное имя «Пасха» не только потому,
что Воскресение Исуса хронологически совпало с иудейской
Пасхой, но, прежде всего, из - за того, что спасение евреев
от египетского рабства является для христианской веры
прообразом спасения людей от рабства греху и смерти. 2.
перед праздником все жители Иерусалима и прибывшие в Иерусалим
паломники объединялись в группы по десять - пятнадцать
человек для совместной пасхальной трапезы. Во время трапезы
съедали заколотого накануне агнца, который назывался «пасхальным
агнцем» или просто «пасхой».
Патриархи
(греч.) - букв. «праотцы», прародители еврейского
народа: Авраам, Исаак, Иаков и его сыновья.
Паче
(слав.) - прежде, больше, сверх.
Певг
(греч.) - дерево; возможно разновидность кипариса.
Пеня
(слав.) - денежный штраф.
Первородный
(слав.) - родившийся первым, первенец.
Первородство
(слав.) - преимущественное право наследования, которым
пользуется старший сын.
Первосвященник
- верховный священник, глава священнической иерархии.
Перси
(слав.) - грудь.
Перст
(слав.) - 1. палец. 2. мера длины, приблизительно
соответствующая ширине пальца.
Перстный
(слав.) - созданный из земли (из глины).
Персть
(слав.) - пыль, прах, тлен, земля; вещество, плоть,
материя.
Пещись
(слав.) - печься, заботиться.
пещись о столах - возможно, заниматься раздачей
пищи или распоряжаться деньгами, предназначенными для
раздачи.
Плащаница
(слав.) - льняное полотно.
Плева
(слав.) - мякина.
Плевелы
(слав.) - сорная трава.
Повивать
(слав.) - 1. пеленать, перепеленывать (ребенка). 2.
принимать роды.
Подвиг
(слав.) - борьба, состязание.
Подвижник
(слав.) - атлет, участник состязания.
Подвизаться
(слав.) - бороться, состязаться.
Подержание
(слав.) - временное пользование.
Подзаконный
(слав.) - подчиняющийся закону, подвластный закону.
Подир
- длинная одежда иудейских первосвященников.
Подточилие
- емкость, куда стекает из - под пресса виноградный сок
или оливковое масло.
Подъяремное
животное (слав.) - вьючное животное.
Поелику
(слав.) - 1. поскольку, насколько, до чего, до какой
меры, степени. 2. потому что, для того что, ибо, так как.
Позорище
(слав.) - зрелище.
Поклониться
(слав.) - помимо привычного нам значения, в Синодальном
переводе Библии это слово употребляется в значении «склониться»,
«опуститься».
Полдень
(слав.) - помимо привычного нам значения, в Синодальном
переводе Библии это слово может употребляться в значении
«юг».
Помазанник
(евр. «машиах») - букв. «тот, кто помазан маслом оливы».
В эпоху Ветхого Завета это слово обозначало царя (так
как возведение в царское достоинство совершалось через
помазание оливковым маслом). После падения Иудейского
царства слово «помазанник» стало обозначать Царя Последних
Времен, чей приход столь напряженно ожидался евреями на
пороге Нового Завета. На греческий язык это слово было
переведено как «Христос».
Помазать
(чаще всего оливковым маслом) - обычный способ ухода за
телом и волосами в древней Палестине. Возведение в царское
достоинство, передача пророческого дара также совершались
через особое помазание оливковым маслом. Поэтому в Новом
Завете слово «помазать» приобретает второй, переносный
смысл - «передать духовный дар».
Попразднество
(слав.) - торжественное завершение праздника.
Поприще
- мера расстояния, 8 стадий или около полутора км.
Порфира
- ткань, окрашенная драгоценной пурпурной краской, а также
одежда из этой ткани.
Постельник
царский - управляющий жилыми покоями царя, доверенное
лицо царя.
Поткнуть
- пнуть, ткнуть, толкнуть. (-ся) - споткнуться,
спотыкаться, невзначай ударить или зацепить.
Потщиться
(слав.) - постараться.
Почечуй
(слав.) - в Синодальном переводе Библии этим словом
обозначается кожная болезнь или язва на коже.
Правый
(слав.) - праведный.
Праздно
(слав.) - без дела.
Предвозлежание
(слав.) - возлежание на почетном месте.
Предлежащий
(слав.) - будущий, предстоящий.
Председание
(слав.) - сидение на почетном месте.
Предтеча
(слав.) - тот, кто предшествует, пролагает путь.
Предыдти
(слав.) - идти впереди.
Презритель
(слав.) - тот, кто смотрит с презрением.
Преизбыточествовать
(слав.) - быть обильным.
Преисподний
(слав.) - самый нижний.
Прейти
(слав.) - букв. «пройти мимо». В переносном смысле
- подойти к концу, прекратить существование.
Преломление
хлеба - совместная трапеза первых христиан, сопровождавшаяся
молитвой. Совершалась в память о последней пасхальной
трапезе Исуса с учениками.
Прелюбодеяние
(слав.) - супружеская измена; незаконная связь с замужней
женщиной.
Пресвитер
(греч.) - старейшина. Руководитель (или один из руководителей)
местной церкви.
Пресмыкающееся
- в Синодальном переводе русской Библии этим словом может
обозначаться любое животное небольшого размера, обитающее
на суше: ящерицы, кроты, мыши, насекомые и т.д.
Претория
(лат.) - резиденция римского наместника.
Прещение
(слав.) - гнев, угроза, укор.
Привеска
- вид ожерелья.
Прилежать
(слав.) - присутствовать, находиться поблизости.
Присносущий
(слав.) - вечно существующий.
Присовокупляться
- придавать, прибавлять, присоединять, приобщать, складывать
и считать в одно.
Притвор
(слав.) - портик, крытая колоннада, прилегающая к
стене здания.
притвор Соломонов - предположительно, восточная
сторона внешней колоннады Иерусалимского Храма.
Приточники
(слав.) - сказители.
Причастник
- тот, кто состоит в общении с кем - либо, разделяет его
судьбу.
Приять
(слав.) - принять.
Прозелиты
(греч.) - обращенные в иудейскую веру из язычества.
Прозирать
(слав.) - видеть.
Прозорливость
- проницательность, острый ум, предусмотрительность, способность
предугадывать, верно соображать и заключать.
Прозябение
- растение, злак, трава, овощ, дерево. Глаг. рост,
развитие растительности, пророст семени.
Прокажение,
проказа - 1. общее название для всех заразных кожных
заболеваний, в том числе и для того, которое мы сейчас
называем проказой. 2. некий род плесени.
Проконсул
(лат.) - титул правителя провинции в Римской империи.
Проконсульство
- должность проконсула, а также срок пребывания его в
этой должности.
Проницать
(слав.) - исследовать, постигать.
Прорекать
(слав.) - произносить, говорить.
Пря
- спор, прение, состязание.
Псалтирь
(греч.) - струнный инструмент наподобие небольшой
арфы.
Пур
(евр.) - жребий.
Пурим
(евр.) - букв. «жребий». Праздник, установленный в
честь спасения евреев от заговора Амана.
Пядень,
пядь (слав.) - мера длины, равная расстоянию между
концами растянутых большого и указательного пальцев руки,
около 23 см.
Пятидесятник
- начальник над отрядом из пятидесяти воинов.
Пятидесятница
- еврейский религиозный праздник, отмечавшийся на пятидесятый
год после Пасхи. В день Пятидесятницы (который совпал
с пятидесятым днем по Воскресении Исуса) Дух Святой сошел
на апостолов.
Равви (арам.), раввуни (евр.) - «Мой Господин!».
Почтительное обращение евреев к учителям и духовным наставникам.
Разверзать
(-ся) (слав.) - раскрывать (-ся).
Развлечение
(слав.) - отвлечение.
Разводная,
разводное письмо - документ, который бывший муж выдавал
разведенной женщине, удостоверяя тем самым факт развода.
Разрешить
(слав.) - 1. развязать. 2. истолковать.
Разрешиться
(слав.) - так в Синодальном переводе передано греческое
слово, буквально означающее «сняться с якоря». В переносном
значении - уйти из жизни.
Рака
- арамейское бранное слово, означающее «пустой», «безмозглый».
Рамена
(слав.) - мн. плечи.
Рассеяние
(греч. «диаспора») - общее наименование всех евреев,
живущих за пределами Палестины.
Расслабление
(слав.) - паралич.
Ратоборец
(слав.) - воин.
Рачительный
- старательный, усердный в исполнении чего - нибудь, разумно
бережливый.
Ревнитель
(слав.) - 1. тот, кто строго придерживается какого
- либо учения, ревностно соблюдает какие - либо правила.
2. тот, кто требует себе безусловной верности.
Ревновать
- помимо привычного нам значения, это слово часто встречается
в Библии в значении «проявлять рвение, усердие».
Ревность
- слово часто встречается в Библии в значении «рвение»,
«усердие».
Рефаимы
(евр.) - 1. обитатели мира мертвых. 2. легендарные
великаны, населявшие Палестину до прихода израильтян.
Филистимские воины - великаны считались потомками рефаимов.
Риза
(слав.) - одежда, верхнее платье.
Ристалище
(слав.) - поле для атлетических игр или конных состязаний.
Ритор
(греч.) - оратор - профессионал; наемный адвокат.
Рог
- 1. рога животных использовались на Ближнем Востоке как
сосуды для жидкости и как музыкальные инструменты. 2.
«рогами» именовались выступы по углам жертвенника. 3.
рог был символом силы, славы и могущества, с чем связан
ряд образных выражений. Например:
«возвысится рог его» означает «возрастет его сила,
слава или могущество».
«рог спасения» означает «могучий спаситель».
Рожки
- съедобные сладкие бобы «рожкового дерева».
Рожон
- в русском переводе Библии остроконечное орудие, которым
погоняли упряжных животных.
Рост
(слав.) - ростовщичество.
Ругатель
(слав.) - тот, кто издевается.
Рукописание
(слав.) - долговая расписка.
Рукоположение
- это возложение рук на посвящаемого в знак передачи духовного
дара.
Рукоположить
- избрать или назначить на должность.
Рута
- невысокое растение, листья которого используются в качестве
приправы и лекарства.
Саддукеи - последователи религиозного течения в иудаизме
(преимущественно священники и иерусалимская аристократия).
Отрицали «устное предание» фарисеев и не верили ни в воскресение
мертвых, ни в существование ангелов и демонов.
Сажень
- мера длины. В Новом Завете - около 180 см.
Сальник
- жир вокруг печени.
Самаряне
- потомки жителей северного Израильского царства, завоеванного
Ассирией в 721 г. до н.э. Они верили в единого Бога и
признавали Закон Моисеев, но иудеи считали их иноплеменниками
и, более того, врагами.
Сата
- древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть
ефы (ок. 6 л.).
Сатрап
- титул персидских наместников провинций.
Светильня
(слав.) - фитиль.
Свирельщики
- музыканты, играющие на свирели. Их игра, равно как и
плач, специально нанятых плакальщиц, входила в обряд прощания
с умершим.
Святыня
- посвященное Господу. Как правило, это слово употребляется
в Библии для обозначения мяса жертвенного животного, которое
было посвящено Богу.
Священник
- служитель алтаря; тот, кто совершает жертвоприношения
Богу. В Израиле по Закону Моисееву священниками могли
быть только потомки Аарона.
Се
(слав.) - вот.
Седалище
(слав.) - трон. В переносном смысле - власть, авторитет.
Седмица
(слав.) - семь дней, неделя.
Семя
- в Библии, помимо привычного нам значения, это слово
часто употребляется в переносном смысле - «потомок, потомство».
Серафимы
(евр.) - букв. «пылающие» - сверхъестественные, духовные
существа, окружающие Господа.
Сикер,
сикера - хмельные напитки из меда, фруктового сока,
зерна, т.е. все, кроме виноградного вина.
Сикль
- 1. древнееврейская мера веса ок. 11,3 г. 2. древнееврейская
единица стоимости (приблизительная цена 11,3 г. серебра).
Сикомора
(греч.) - так в Библии называется разновидность смоковницы.
Симфония
- музыкальный инструмент (по другим толкованиям - оркестр).
Синагога
(греч.) - букв. «собрание». Молитвенный дом иудеев,
начиная с эпохи эллинаизма (последние века до н.э.).
Синдон
(греч.) - льняная рубашка.
Синедрион
- высший иудейский религиозный совет времен Нового Завета,
наделенный, в частности, судебной властью.
Сип
- хищная птица, запрещенная в пищу как нечистая.
Систра
- музыкальный инструмент наподобие погремушки.
Ситтим
(евр.) - дерево (вероятно, акация), использовавшееся
для сооружения скинии, жертвенника и Ковчега Завета.
Скимен
(слав.) - молодой лев, львенок.
Скиния
(греч.) - шатер; переносное святилище израильтян,
в котором во время их странствия по пустыне размещался
Ковчег Завета.
Скнипа
(слав.) - мошка.
Скопец
(слав.) - кастрат.
Скорпион
- помимо привычного нам значения, это слово может обозначать
кнут со специальными узлами или шипами, делающими удар
более болезненным.
Скрижали
(слав.) - каменные плиты.
скрижали Завета - две каменные плиты с законами,
которые Бог дал Моисею на Синае.
Словопрение
(слав.) - спор.
Смиренномудрие
(слав.) - смирение.
Смирна,
или мирра - благовонная смола кустарника, произрастающего
на юге Аравии. Она применялась в медицине и косметике,
для бальзамирования тел усопших. В древнем Израиле смирну
использовали также и для того чтобы приготовить священное
миро.
Смоква
- плод смоковницы.
Смоковница
- инжир, фиговое дерево.
Снаряд
(слав.) - орудие, инструмент, снаряжение.
Снедь
- пища, еда.
Снимцы
- свечные щипцы для снятия нагара.
Снурок
(слав.) - шнурок.
Соблазн
(слав.) - то, что способно ввести человека в грех
и стать препятствием для веры.
Собор
(слав.) - собрание.
Совершитель
(слав.) - свершитель, завершитель.
Совлечься
(слав.) - раздеться, снять (одежду).
Совопросник
(слав.) - спорщик.
Солам
(евр.) - разновидность саранчи, разрешенная в пищу.
Сонм
(слав.) - собрание, толпа, множество.
Соревновать
(слав.) - завидовать.
Сосуд
(слав.) - помимо привычного нам значения, это слово
встречается в Библии в значении «избранник».
Сошник
(слав.) - металлический наконечник сохи.
Споборник
(слав.) - помощник.
Споспешествовать
(слав.) - работать вместе с кем - либо, помогать.
Срамной
уд (слав.) - мужской половой член.
Сребреник
(слав.) - серебряная монета неустановленного достоинства.
Среда
(слав.) - середина, средина.
взять, избрать из среды - выбрать.
взять от среды - убрать, уничтожить.
Сретение
(слав.) - встреча; сретать, встретить, повстречать,
идти навстречу.
Стадия
- греческая мера расстояния, около 185 м.
Стакти
(греч.) - благовонная смола кустарника, произрастающего
в Передней Азии.
Статир
- греческая серебряная монета, равная четырем драхмам.
Стегно
(слав.) - бедро.
Стезя
(слав.) - путь, дорога.
Стиракса
(греч.) - пахучая смола кустарника, произрастающего
в Передней Азии. Употреблялась в медицине и косметике.
Стихии
(греч.) - в греческой философии - первоэлементы (обычно
земля, вода, огонь и воздух), из которых состоит материальный
мир.
Стогна
- площадь, улица в городе.
Стоические
философы - последователи одной из ведущих философских
школ поздней античности.
Столп
(слав.) - опора, столб, башня. В переносном смысле
- авторитетный человек.
Стража
ночи - принятое в Римской империи деление ночи. Ночь
делилась на четыре «стражи» по три часа в каждой.
Страннолюбие
(слав.) - помощь путешествующим (странникам).
Странноприимец
(слав.) - хозяин, принявший у себя путешествующего
(странника).
Ступица
- центральная часть колеса, соединяющая ось со спицами.
Суббота
(евр. «шаббат») - седьмой день недели по еврейскому
календарю, день покоя. Любая работа в этот день была запрещена
Законом. В библейские времена новый день начинался не
с полуночи, а с захода солнца.
Субботний
путь - иудеи истолковывали слова Моисея, как запрет
выходить в субботу за границы того селения, где их застало
наступление субботы. Граница считалась пролегающей на
расстоянии двух тысяч локтей (ок. 1 км.) от крайних домов
селения; это расстояние называется в Новом Завете «субботним
путем».
Субботство
- соблюдение субботы (т.е. субботнего покоя).
Суеслов
(слав.) - пустослов.
Сходбище
(слав.) - собрание.
Сын
- в семитских языках, к числу которых относятся еврейский
и арамейский, это слово может иметь и более общее значение
«член семьи», «потомок», «последователь». Кроме того,
слово «сын» встречается в составе многих фразеологических
оборотов:
сын геенны - тот, кто обречен на мучения в геенне.
сын диавола - тот, кто предал себя во власть злого
духа.
сын погибели - тот, кто обречен на вечную погибель.
сын проклятия - тот, кто проклят Богом.
сыны Божии - те, кто причастны природе Божества.
«Сын Божий» - так Новый Завет называет Господа нашего
Исуса Христа.
сыны века сего - те, кто заботятся лишь о земном счастье
и о земной жизни.
сыны воскресения - те, кто воскреснут для жизни в
Царстве Бога.
сыны ночи, сыны тьмы - те, кто лишены духовного видения,
не достойны божественного света.
сыны света, сыны дня - те, кто наделены духовным видением,
достойны божественного света.
сыны Царства, сыны Царствия - те, кого Бог избрал,
чтобы они вошли в Его Царство.
сыны чертога брачного - гости на свадьбе.
сыны человеческие - люди.
Сын Человеческий - так называл себя Исус Христос;
возможно, эти слова должны были напомнить слушающим пророчество.
Сюрмить
(слав.) - пользоваться сурьмой - красящим косметическим
составом черного цвета.
Талант - 1. древнееврейская мера веса, равная 60
минам. 2. греческая мера веса (от 26 до 36 кг.) и стоимости.
Стоимость таланта зависела от веса и ценности металла (золота,
серебра или меди).
Тарсянин
- уроженец города Тарс на побережье Малой Азии.
Тать
(слав.) - вор.
Тварь
(слав.) - творение Божье; сотворенный Богом мир.
Телец
(слав.) - молодой бык.
Телица
(слав.) - молодая корова.
Тенёта
- сеть, ловушка на диких животных и птиц.
Терафим
- божок, изображение божества.
Теревинф
(греч.) - большое дерево (возможно из семейства фисташковых),
растущее в Палестине.
Терние
(слав.) - колючее растение, колючки.
Терновый
венец (слав.) - венок из веток колючего кустарника.
Тесло
(слав.) - железное орудие, использовавшееся при обработке
камня.
Тетива
- туго натянутая веревка, бечева, струна, жила. Веревка
или лесина, стягивающая, напрягающая что - либо.
Течение
(слав.) - бег, состязание в беге.
Тимпан
- древнее музыкальное орудие, бубны, литавры, барабан.
В древнем Израиле на тимпанах играли преимущественно женщины.
Тиншемет
- животное, запрещенное в пищу как нечистое; какое именно
животное имеется в виду неизвестно.
Тление
(слав.) - гибель.
Тленный
(слав.) - обреченный на гибель, разложение.
Тмин
- зонтичное растение, семена которого употребляются в
качестве пряности и лекарства.
Торжище
(слав.) - рынок, рыночная площадь; здесь же предлагали
свои услуги наемные работники.
Торить
- прокладывать борозду, тропу, дорожку. Протоптать. Торная
дорога, битая, укатанная сильной ездой.
Точило
(слав.) - давило, гнет, жом, устройство для выжимания
виноградного сока.
Трапеза
(греч.) - стол. В переносном смысле - обед, пиршество.
Трезвиться
(слав.) - быть трезвым, рассудительным, бдительным.
Трость
(слав.) - 1. тростник. 2. измерительный шест, длиной
обычно около двух метров. 3. заостренный стебель тростника,
служивший в древности для письма.
Тук
(слав.) - 1. жир, сало. 2. перегной, чистый чернозем,
удобряющий землю и составляющий, в смеси с ископаемой
россыпью, почву.
Тма
(слав.) - десять тысяч, множество.
тма тем - великое множество.
Уборы (слав.) - украшения.
Увясло
(слав.) - головная повязка, тюрбан.
Удавленина
- мясо животного, кровь которого не была сцежена должным
образом. По Закону Моисееву такое мясо считалось нечистым
и не пригодным в пищу.
Узилище
- тюрьма, темница, острог, место заключения.
Урим
и туммим (евр.) - жребии, служившие для определения
Божьей воли.
Урочный
- условный, определенный, установленный.
Утварь
(слав.) - убранство, украшение.
Утесистый
- (берег) каменный, крутой, обрывистый, скалистый, (о
местности) скалистая.
Уток
(слав.) - поперечная нить в ткацком станке и ткани.
Утренневати
- церк. совершать утреннюю молитву. Вообще, проводить
раннее утро в деле, на ногах.
Фарисеи - последователи одного из религиозных течений
в Иудее. Его приверженцы стремились к тщательному соблюдению
не только Моисеева Закона, но и устных «преданий старцев»,
среди которых особо важное место занимали предписания о
ритуальной чистоте. Фарисеи, в отличие от саддукеев, верили
в существование ангелов, демонов и в грядущее воскресение
мертвых.
Фелонь
(греч.) - плащ (обычно теплый), накидка, дорожная одежда.
Фунт
- римская мера веса (ок. 325 г).
Хагаб (евр.) - разновидность саранчи, разрешенная
в пищу.
Халван
(евр.) - благовонная смола кустарника, произрастающего
в Передней Азии.
Халколиван
(греч.) - особо ценный вид бронзы.
Хананеянка
- представительница языческого народа хананеев, жившего
в Палестине еще до возникновения еврейского государства.
Харгол
(евр.) - разновидность саранчи, разрешенная в пищу.
Херувим
(евр.) - сверхъестественные, духовные существа, служащие
Богу. Херувимы образуют престол Божий; поэтому крышка
Ковчега Завета, над которой Господь таинственно являл
Себя Моисею, была украшена изображениями херувимов.
Хиникс
(греч.) - мера сыпучих тел, чуть больше литра.
Хитон
(греч.) - род широкой, падающей складками одежды.
Хищник
(слав.) - похититель, вор.
Хлебодар
(слав.) - чиновник, отвечающий за снабжение царского двора
хлебом.
Хлебы
предложения - хлебы, которые возлагались на специальный
стол в Иерусалимском Храме в качестве жертвы Богу.
Хомер
- древнееврейская мера объема сыпучих тел и жидкостей,
равная поклаже осла (предположительно ок. 390 л).
Хомет
(евр.) - животное, запрещенное в пищу как нечистое (возможно,
вид ящерицы).
Храмина
(слав.) - дом, жилище.
Хранилища
(греч. «филактерии») - кожаные коробочки с текстами. Надеваются
иудеями на лоб и на левую руку во время молитвы.
Христос
- см. помазанник.
Художество
(слав.) - ремесло.
Художник,
-ца (слав.) - искусный ремесленник (ремесленница).
Цевница - многоствольная флейта.
Целомудрие
(слав.) - 1. благоразумие, здравомыслие, рассудительность.
2. нравственная чистота.
Цитра
- струнный инструмент наподобие лиры или небольшой арфы.
Чада света (слав.) - букв. «дети света», те, кто
наделены духовным видением, достойны божественного света.
Часы
- принятое в Римской империи деление дня. День делится
на двенадцать «часов»:
третий час - около девяти часов утра;
шестой час - около двенадцати часов дня;
девятый час - около трех часов дня;
одиннадцатый час - около пяти часов вечера.
Человекохищник
(слав.) - тот, кто похищает людей, чтобы продать их в
рабство; работорговец.
Червленый
(слав.) - ярко - красный, багровый, окрашенный в красный
цвет.
Чермное
море (Красное море) - озеро или залив на пути из Египта
к Синаю, через которое посуху пошли израильтяне во время
Исхода из Египта.
Чернуха
- растение с черными семенами.
Четвертовластник
- титул правителя одной из нескольких областей, на которые
во времена Исуса делилась Палестина.
Чрево
- живот.
Чреда,
череда (слав.) - букв. «очередь». 24 семейства иерусалимских
священников и 24 семейства храмовых музыкантов служили
в Храме поочередно и поэтому именуются в Библии «чредами».
Чресла
(слав.) - бедра, низ живота.
Чтущий
Бога - см. боящийся Бога.
Эпикурейские философы - последователи одной из философских
школ поздней античности.
Юдоль - 1. лог, дол, долина. 2. земля, мир поднебесный.
Явор - крупное дерево (возможно платан).
Язва
(слав.) - помимо привычного нам значения, в Синодальном
переводе Библии это слово может иметь значение «болезнь»,
«рана».
Язык
(слав.) - помимо привычного нам значения, в Синодальном
переводе Библии это слово может употребляться в значении
«народ».
Ясли
(слав.) - кормушка для скота.
Яспис
(слав.) - это слово в Библии обозначает некий драгоценный
или полудрагоценный камень.
Ятра
(слав.) - мужские яички.
Яхонт
(слав.) - драгоценный камень.
вверх >>
© 2004 - 2005 |