:: история
:: новости
:: служение
:: литература
:: статьи
:: словарь
:: гостевая
:: контакты
:: ссылки
:: на главную



Утренние и вечерние молитвы

( с пояснениями
)


Утром, вставая от сна, еще на постели перекрестись с молитвою:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Лица женского пола должны сказать вместо "грешнаго" - "грешную"; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.
Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, становись с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устреми к невидимому Богу и Его святым и истово, не спеша ограждая себя крестным значением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:


Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Боже! Будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня.

Без числа согреших. Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).
Очень много я грешу, невозможно сосчитать, но помилуй меня. Господи, и прости меня, грешника.

Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон всегда земной).
Эта молитва называется; "Похвала Пресвятой Богородице". Нам, людям, всегда следует по истине ублажать, восхвалять и прославлять Тебя, Богородицу, родившую Бога, всегда блаженную и самую беспорочную, безгрешную, святую, матерь Бога нашего, заслужившую даже большего почитания, чем Херувимы, и достойную большего прославления, чем Серафимы. Безболезненно родившую Сына Божия, истинную Богородицу, Тебя восхваляем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне н присно и во веки веком; аминь (поклон поясной).

Господи помилуй. Господи помилуй, Господи благослови? (поклон поясной).
Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и вечно; воистину так! По множеству наших грехов, не имея, чем оправдаться пред Богом, мы должны только просить о помиловании, говоря: "Господи, помилуй", и прося Его благословения на лучшее и святое.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения).
Отпуст - так называется эта молитва. В этой молитве мы обращаемся ко второму Лицу Святой Троицы, к Господу нашему Исусу Христу (Исус - означает Спаситель, а Христос - Помазанник). Это имя Сына Божия, Творца вселенной. Мы просим, чтобы ради молитв Пречистой Его Матери, Пресвятой Богородицы, и силой Честного Креста, дающего всем жизнь, и ради молитв Ангела-хранителя (Ангел - вестник Божий, бесплотный дух, данный от Бога каждому человеку при таинстве Крещения для его охранения), а также ради молитв всех святых, Господь Исус Христос спас и помиловал нас грешных, потому что Он бесконечно добр и человеколюбив. И это воистину так!

Все эти молитвы называются "началом", или приходными и исходными поклонами, потому что они совершаются в начале и в конце всякого молитвенного правила.
После этого повтори молитву мытаря с поклонами:


Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
Без числа согреших. Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).


И с благоговением начинай утренние молитвы:

За молитв святых отец наших. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь
(поклон поясной всегда).


За молитвы, т. е. по молитвам свв. отцов, угодников Божиих, наших ходатаев, Ты, Господь Исус Христос, Сын Божий, помилуй нас. Верно, истинно так.
Перекрестись и говори три раза:

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради.

В молитвах моих прославляю Тебя, Бог наш, прославляю Тебя ради мудрого создания всей вселенной.

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ СВ.МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон),
но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон),
да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).


Боже, очисти меня грешного, так как я никогда ничего доброго, как подобало бы, не делал перед Тобой. Избавь меня от врага - диявола, и пусть будет во мне Твоя воля, пусть я неосудительно и непостыдно своими недостойными устами буду восхвалять Твое имя: Отца и Сына и Святого Духа, теперь, всегда и вечно. И это воистину так!

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Перекрестись и читай:

Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша.

Эта молитва - к третьему Лицу Пресвятой Троицы - Духу Святому. Мы просим Его, говоря; Царь небесный, Обладатель всего неба, Утешитель, Дух истинный, везде находящийся и все исполняющий, т. е. во всем благом оказывающий Свою помощь, Вместилище всего доброго и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисть нас от всякого греха и нечистоты, и спаси, о! Благий, наши души.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, с поклонами).

Эта молитва называется "Трисвятое". Сложено "Трисвятое" из ангельской песни и слов пророка Давыда. Ангелы всегда поют:
"Свят, свят, свят" (Ис. 6, 3), а Псалмопевец говорит: "Возжада душа моя к Богу, Крепкому, Живому" (Пс. 41, 3) и "Помилуй мя. Боже..." (50, 1). Эта песнь ясно исповедует троичность Лиц в Боге и Единство существа и силы Троицы.
Обращаясь к первому Лицу Св. Троицы, мы Отца называем Богом Святым; второе Лицо - Сына называем Крепким, Всемогущим; третие же Лицо - Духа Святого называем Живым, Безсмертным.
И просим Пресвятую Троицу помиловать нас грешных.

КРАТКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Да будет от нас слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и вечно. Воистину так!

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша. Имене Твоего ради.


Подобно молитве "Трисвятое" эта молитва также ясно поучает нас троичности Лиц в Боге и единству существа Пресвятыя Троицы: Господи, очисти,- указывает на Отца, Владыко, прости - на Сына, Святыи, посети,- на Святого Духа; а слова: имене Твоего ради - указывают на нераздельность Их по существу.
Правильно и спасительно мы просим Отца: очисти, имея между Ним и нами Посредника (I Тим. 2, 5)... К Сыну же говорим: прости, так как Он снизошел к нам, пострадал за нас, а мы, облекшиеся в Него в таинствах Крещения и Миропомазания и соединяющиеся с Ним в Причащении и др. таинствах Церкви, весьма часто прогневляем и оскорбляем Его; а также и потому, что Он даровал власть вязать и решать и дал нам (установил) таинство Покаяния.
А к Духу Святому говорим: посети, потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас, и без Его силы и дарований ничего не бывает в нас доброго.

Господи помилуй. Господи помилуй, Господи помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.


Троекратное повторение "Господи помилуй" напоминает о Троице, указует на Нее и призывает на милость к нам. Един Господь - Троица. Также и краткое славословие есть исповедание единой Троицы и слава, вечно ей возсылаемая.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго.

Молитву Господню следует произносить с особенным вниманием. Отец наш небесный, пусть прославляется имя Твое, пусть настанет Твое царство, пусть будет воля Твоя как на небе, так и на земле. Дай нам хлеба, необходимого для существования сегодня и на всякий день. Прости нам грехи наши, как и мы прощаем ближним нашим. Не допусти нас впасть в грех и всякие греховные соблазны; но избавь нас от лукавого, т. е. от диавола, и от всего дурного.
Эта молитва называется Господней потому, что сам Господь Исус Христос научил так молиться Своих учеников (Мф. 6, 9- 13; Лк. 11. 1-4; I Петр. 5, 8; 2 Петр. 2. 9; Притч. 30, 8-9).
Хотя эта молитва и обращена преимущественно к Отцу и дана через Сына, но так как Троица нераздельна, то и относится она, по сути, ко всей Троице и обращением
Отче должна напоминать нам о Сыне и Духе Святом. Об этом и свидетельствует Церковь, говоря устами священнослужителя:

Яко Твое есть царство Отца и Сына и Святаго Духа.

После молитвы Господней говори Исусову молитву:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
Господи, помилуй (12 раз).


Чтобы получить просимое в молитве Господней (и в других молитвах), нужно со смирением, подобно евангельским слепцам и хананейке, искренне усугубить молитву, прося Бога о прощении грехов и помиловании в молитве "Господи, помилуй". Число 12 взято в соответствии с двенадцатью часами ночи и двенадцатью часами дня (так делились день и ночь на Востоке).

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения не прогневася на мя грешнаго и лениваго раба Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща, воздвиже мя утреневати и славословити державу Твою непобедимую. И ныне, Владыко, Боже Пресвятыи, просвети очи сердца моего и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное н великолепое имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Встав от сна, благодарю Тебя, Всесвятая Троица - Единый Бог в трех Лицах, так как Ты по великой Своей милости и долготерпению не прогневался на меня, грешного и ленивого раба Твоего, и не погубил меня с многочисленными грехами моими, но показал любовь Свою. великое человеколюбие, и в безнадежности лежащего. Ты вновь восставил меня встречать и провожать утро в молитве , прославляя Твою силу, власть и непобедимое могущество. И теперь. Владыка, Бог Пресвятыи, просвети мои сердечные очи, сподобь меня устами моими возвещать слова Твои, вразуми правильно понимать заповеди Твои, исполнять волю Твою, исповедовать Тебя в искренности сердца и с сокрушением о грехах, воспевать и прославлять пречистое и величественное имя Твое; Отца и Сына и Святого Духа, теперь, всегда, вечно. Воистину так!

ВЕЧЕРОМ МОЛИТВЫ:


"Слава Тебе, Боже наш...",

"Боже, очисти мя, грешнаго..." и "От сна востав..." опускаются,
а после "Господи, помилуй" (12 раз) читай:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Далее как утром, так и вечером читай:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

В этой молитве мы призываемся исповедовать. что у нас есть один только вечный Царь, Исус Христос со Отцем и Св. Духом, и с особым усердием поклоняться Ему; не просто, не обычно, а как бы ближе, как бы лично подойти к Самому Богу, и с благоговейным трепетом поклониться Творцу и Спасителю нашему.

ПСАЛОМ 50-Й (ПОКАЯННЫЙ)

Пятидесятый псалом - это церковная песнь исповедания своих грехов и умилостивления Бога к согрешившему; псалом этот - молитва о том, чтобы не отступил от впадшего в грех Дух Святыи, но чрез сокрушение и смирение сердца более утвердил его на правом пути.
Этот псалом равно полезен всем людям для молитвы как песнь покаяния, исповедания и благодарения Богу. Потому-то и установлено Церковию читать его в начале многих чинопоследований в службе церковной, а в молитве домашней - утром и вечером.Название псалма ясно указывает на его содержание и значение. В этом псалме пророк Давыд излагает приложение к душевным ранам прелюбодеяния и убийства спасительного врачевства исповедания грехов своих и глубокого раскаяния в них. В псалме есть и пророчества, относящиеся к периоду возвращения иудеев из вавилонского плена, а прообразовательно - к новому Сиону, об устроении на земле небесного Иеросалима, т. е. Церкви Христовой.

Помилуй мя. Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

По безпредельной милости Твоей, взывает Псалмопевец, помилуй меня. Великие раны требуют и соразмерных лекарств; почему и просит он, чтобы на него была излита полнота милости, чтобы источник щедрот изгладил и след греха. А под беззаконием разумеет он здесь нарушение закона Моисеева. Или: сознаваясь в преступлении, уподобляет себя язычникам, жившим вне закона и "творившим неподобная" (Рим. 1, 22).

Наипаче омыи мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

И хотя Господь объявил ему прощение через пророка Нафана вследствие принесеннаго им покаяния (2 Цар. 12, 13), однако царь Давыд не преставал молить Бога о совершенном очищении от нечистоты греховной. Необходимо знать: в таинстве Покаяния совершается своебразный обмен: дает Бог, дает и получающий спасение. Бог дает милость (прощение), а кающийся дает исповедание греха (слезы, сокрушение). Что дал пророк Давыд, чтобы спастись?

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Вот благородство души! Уже прощенный грех он не предает забвению, а продолжает исповедовать и каяться в нем. Как на картине, в своей совести видел он постоянно ("выну") свое падение, которое тревожило его душу. А это служит ясным признаком и залогом искреннего раскаяния, а посему доставляет помилование грешникам. Я, Господи, вижу свои грехи, Ты же не замечай их, я исповедаю, а Ты изгладь их. Происходит следующее: если ты помнишь о своем грехе (и раскаялся в нем), Бог его заглаждает; если же ты забудешь, Бог вспомнит (Ис. 43, 25- 26). Таковы были святые мужи. О своих подвигах они забывали, а о грехах своих помнили. Таков пророк Давыд, таковы и апостолы верховные Петр и Павел и мн. др.

Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих.

Как бы так говорит: будучи царем, я не боялся обиженного мною, он был мой воин и не мог наказать меня; но я забочусь, чтобы Ты не потребовал от меня отчета, ибо во всех делах моих я имею над собой Тебя одного верховным Судией, Нарушив Твои законы, потому я и согрешил (преимущественно) пред Тобой одним; злое ("лукавое") соделал пред лицем Твоим: многих и великих даров сподобился я от Тебя, а противным Тебе делом воздал за Твои дары (милости), дерзнув преступить закон.

Яко да оправдишися в словесех Своих, и победиши внегда судити.

Я согрешил пред Тобою; если будет суд, Ты победишь; если будет кто-нибудь судиться с Тобой, Ты победишь. Псалмопевец видел, что Бог как бы желает судиться с людьми (Мих. 6. 2-3; Ис. 1, 2). Если Ты назовешь мои грехи, а я утаю, то этим я заставлю осудить себя, потому пророк Давыд и говорит Ему: победа на Твоей стороне.
И Бог как бы судился с Давыдом, когда через пророка Нафана обличал его: как он мог после стольких благодеяний, полученных им от Господа, воздать своему Благодетелю злом за добро? После этого Нафан изрекает осуждение (2 Цар. 12, 11).

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Чтобы более преклонить Господа на милость и сострадание, царь Давыд обращает мысль к своему рождению. Издавна, говорит он, с самого начала овладел грех моей природой. Уже зачатию Евы предшествовало преступление заповеди. Именно после падения и изгнания из рая познал Адам Еву, жену свою: она зачала и родила Каина (Быт. 3, 24; 4, 1).
Итак, грех, овладевши нашими прародителями, как бы проложил себе дорогу по нисходящим поколениям. Это учит нас тому, что действие греха не физическое (необходимость природы),- тогда, конечно, мы были бы свободны от наказаний,- но что природа заражена склонностью к падению под влиянием страстей, которые, однако, могут быть побеждены разумом (совестью) и волей человека при содействии благодати Божией.
И хотя браки стали по закону честны пред Господом "чадородия ради" и християнского воспитания детей (1 Тим. 2, 15; Б. Катехизис), но в изначальной сущности своей и они суть следствие первоначального грехопадения прародителей.

Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Я исповедаю, что Ты любишь только истину и ненавидишь ложь, и потому сознался и раскаялся я пред Тобой, по сущей правде, в чем согрешил. Далее говорит о даре пророчества; такую честь оказал Ты мне, что открыл и сделал известным Своего Сына, Его дело спасения человечества (воплощение, рождение. Евангелие, Крест, гроб, воскресение, вознесение), открыл мне то, что будет многое время спустя, и неизвестное другим сделал мне известным, чтобы и других я научил о вочеловечении Твоего Единородного Сына и Его спасительной страсти и воскресении; а я неблагодарным пред Тобою оказался, почему и считаю себя недостойным прощения. Однако умоляю Тебя, чтобы и мне сподобиться той благодати, какую я предвещаю другим, и взываю:

Окропиши мя иссопом, и очищуся. Омыеши мя, и паче снега убелюся.

Только посредством дара Крещения могло совершиться такое очищение. Только оно может вполне очистить меня "до белизны снега". Это сказано о будущем, а применительно к себе Псалмопевец пророчит, надеясь, что он совершенно избавится от греха и преисполнится радости. Настой иссопа (ароматическая трава, имеющая свойство очищать от проказы), чрез окропление им прокаженных, очищал многих из них; поэтому царь Давыд образно выразился: чтобы я очистился совершенно от всех нечистот греховных, чего можно достигнуть только Твоим словом прощения и покаянием со слезами; но и эти слезы, как дар Твой, от Тебя же исходят.

Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Веселием наполнишь слух души моей, обещая совершенное очищение. Извести меня, что Ты пощадил и помиловал меня. Обрадуй и возвесели меня, чтобы радость проникла во все члены тела. И "кости мои", удрученные тяжестью греха, освободившись от этой тяжести чрез Твое разрешение и помилование, придут в восторг. Под "костями своими" Псалмопевец разумеет всего себя.

Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

Вкушая сладостные плоды истинного покаяния, душа жаждет большего: всецелого очищения и обновления. Все грехи мои,- как бы говорит Пророк,- открыты и обнажены пред всевидящим оком Твоим; но Ты удали их от Себя; и все беззакония мои вычеркни из книги жизни моей и уничтожь их.

Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слово "сердце" в Свящ. Писании имеет много значений. В данном стихе "сердце" означает душу. Прошу Тебя, Господи, о том, чтобы Ты падшую мою душу восстановил ("созижди") в состояние первобытной красоты, в какой Ты и создал ее. И если Ты очистишь ее от застарелой нечистоты прародительского греха, уничтожив его во мне, то Ты созиждешь во мне сердце, т. е. восстановишь душу чистую. Далее Псалмопевец просит,чтобы Господь укрепил его разум; "дух прав обнови",- чтобы мог я держаться правого пути и противостоять всяким наваждениям духа злобы.
Я ищу, говорит Пророк, не только чистоты сердца, но и Того, кто обитает в нем. "Обнови во утробе моей",- говорит. И точно: потому что жилище было уже приготовлено прежде, только оно обветшало от греха, а Твоя благодать обновит его.

Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Не лиши меня, как недостойнаго. Твоего попечения ("лица"). Не отними от меня за содеянные мною преступления, молит Вседержителя царь Давыд, благодатного дара пророчества. Здесь он молится о сохранении того, чего не потерял еще, но чего вследствие согрешений своих может лишиться. Отсюда ясно, что Псалмопевец не был лишен благодати Святого Духа.

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди мя.

Чего он не погубил, то просил сохранить (благодать Духа), а что утратил, то умолял возвратить: такова была радость о Боге, которой я наслаждался, когда пользовался великой близостью к Тебе. Грех разрушил эту близость, удалил меня от Тебя, и я лишился душевного веселия. Поэтому я и прошу возвратить мне способность господствовать над страстями. "Духом владычним" здесь назван разум. Укрепи меня этим даром духа владычественного, который направляет человека на путь правый и руководит его к лучшему. Под этим благодатным даром могут быть подразумеваемы различные дарования (I Петр. 4, 10; Рим. 12. 3-8; I Кор. 12, 1-31; Еф. 4, 7-11). сообщаемые нашей душе Духом Святым.

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Псалмопевец обещается Богу не зарывать талант в землю (Мф. 25, 18). Кроме своего буквального смысла, этот стих содержит еще и пророчество о Новом Израиле, которое и доныне исполняется. Именно: с пришествием на землю Спасителя евангельская проповедь стала распространяться по всей вселенной между "беззаконными" (не имевшими закона) язычниками, обращая их от нечестия идоло-служения к истинному Богу; а ветхозаветная книга Псалтырь стала для християн одной из самых назидательных к достижению высших християнских добродетелей. Эти слова Псалма обязывают и нас наставлять на путь истинный ближних своих.

Избави мя от кровий. Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

В памяти его постоянно было убийство Урии; памятование об этом в начале псалма он выразил словами: "Грех мой предо мною есть выну". По символическому же смыслу Свящ. Писания под пролитием крови можно разуметь злых духов, которые радуются, находя удовольствие в крови убиваемых людей и закалаемых в жертву животных. Слова "Боже спасения моего" означают "Боже, Спаситель мой", а повторение обращения "Боже, Боже" выражает возвышенное состояние души, просящей и молящейся.
Возрадуется язык мой правде Твоей. "Правда" - оправдание, прощение грехов. И самый язык мой придет в восторг от радости оправдания. Получив прощение, я не буду молчать, но буду постоянно воспевать Тебя и возвещать о Твоих ко мне милостях.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу? Твою.

Грех связал язык его, заградил уста. Теперь Пророк просит прощением грехов возвратить ему прежнюю способность: уразумел я, Господи, что Ты снова позволишь устам моим прославлять Имя Твое, и язык мой будет говорить о славных делах Твоего промысла.

Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.

Жертвы безсловесных животных, которые законом повелевалось приносить, не угодны были Богу (Пс. 49, 9). Если бы Тебе они угодны были, говорит Псалмопевец, то я, конечно, принес бы их Тебе; но Ты таковых всесожжении не приемлешь, несмотря на то, что жертвы всесожжении предпочи-тались всем другим жертвам. Следует заметить, что блаженный Давыд и в последующее время приносил таковые жертвы, но делал это из благоговения к закону более, нежели по внутреннему убеждению, главным образом, потому, что не настало еще время для новозаветной жертвы. Но я имею другую жертву, к которой Ты благоволишь; какую же?

Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Душа, добровольно сокрушающаяся о грехах по своему смирению и кротости - вот благоугодная и приятная Богу жертва. Вот такой души ("сердце сокрушенно"), сокрушенной и смиренной, Бог не отвращается.
Такая жертва не только в Новом Завете (Мф. 5. 3-5), но и в Ветхом (Дан. 3, 29, 38-39) была гораздо выше июдейской жертвы.
Св. Василий Великий: " Сокрушение сердца есть уничижение человеческих помыслов..." Марк Подвижник: "Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла", Авва Исихий: "Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать свои грехи". Блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Итак, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу как благоприятную жертву пот своего сердца и кровь своей души.
Поэтому святые отцы говорят, имея в виду такую жертву: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого (Откр. 3, 16) и ослабевшего праведника.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския.

Эти слова ясно показывают, что в них заключается пророчество. Божественный Давыд влагает их в уста обреченных на жизнь в плену вавилонском и жаждавших освободиться из рабства. Они умоляют о сострадании к городу, о восстановлении разрушенных вавилонянами укреплений и стен вокруг города, что и исполнилось по возвращении июдеев из Вавилона.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая.

Продолжение пророчества. Живя в чужой стране, июдеи не имели права приносить жертв Богу, ибо законом повелевалось совершать жертвоприношения только в Иеросалиме. Пленники просят о возвращении и как бы говорят: как только исполнится просьба наша и мы восстановим храм, мы тут же принесем Тебе законные жертвы, к которым Ты благоволишь. "Возношением" называлось отнятие, т. е. приносимая в жертву часть от целого животного, а "всесожжением" - когда все тело жертвенного животного сжигалось на жертвеннике.

Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

Здесь мысль повторяется; Псалмопевец пророчески видит возвращение июдеев из плена, и тогда, от великой душевной радости, они принесут целых тельцов на Иеросалимский жертвенник.
Так изъясняется пророчество этого псалма исторически и буквально. А в высшем смысле божественный Давыд пророчествует о Новозаветной Христовой Церкви. Упомянув выше о дарах Духа Святого и потом ниже, указав, что Богу неугодны жертвы, предписанные законом Ветхого Завета, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устройстве на земле небесного Иеросалима, о введении нового (в духовном смысле) строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву безсловесные животные, но будет "жертва Правды - честное Тело и Кровь Христовы" (св. Амвросий Медиоланский); или: "Жертва правды - словесные и живые всесожжения, т. е. добродетели християнские (мученичество за Христа, исповедничество, защита Церкви и веры от ересей, пастырство, иночество, девство, целомудрие и проч.), о которых говорит и ап. Павел: "Умоляю вас. братие, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, как (того требует) словесное служение ваше (Рим. 12, I)" (Блаженный Феодорит).

СИМВОЛ ВЕРЫ

Символ веры есть краткое, но точное изложение догматов нашей християнской веры, т.е. учение о том, во что должны веровать християне. Это учение изложили отцы Первого и Второго вселенских соборов. Исповедание православныя веры, которое состоит из 12 членов, или частей, по отеческому преданию, мы должны читать в ежедневных молитвах своих к Богу утром и вечером, чтобы, если найдет на нас смерть, мы оказались в вере и исповедании нашей веры, по слову Апостола (Рим. 10, 9-10).
Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец Первого вселенского собора.

1. Верую во единаго Бога Отца вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую в единого Бога Отца, Который все держит; Он есть Творец неба и земли и всего, что видимо и что невидимо (материальный и духовный мир).

2. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Верую во единого Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, единородного, Который от Отца рожден прежде всякого времени. Как Свет от Света, истинного Бога от истинного Бога (Отца) рожденного, а не сотворенного, равного Отцу и единого с Ним (Отцом) по существу. Через Него же и все было сотворено (приведено в бытие).

3. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася.

Верую, что Он - Сын Божий, ради нас, людей, чтобы спасти род человеческий, сошел с неба и воплотился от Духа Святого, принял тело человеческое от Марии Девы и стал Человеком.

4. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна.

Верую, что Он, Исус Христос, Сын Божий, был распят во времена Понтия Пилата, т. е. пострадал за нас, как человек, и был погребен.

5. И воскресшаго в третий день по писаниих.

Верую, что Исус Христос на третий день, как о том предсказывали пророки, воскрес из мертвых.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Верую, что по воскресении Своем Исус Христос вознесся на небо и воссел по правую сторону Бога Отца, т. е. имеет с Ним равное Божественное достоинство.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.

Верую, что Он, Исус Христос, опять (уже во славе, т. е. не в зраке раба, а как Царь и Судия) придет на землю, чтобы судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца.

Затем слова святых отец Второго вселенского собора:

8. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Верую и в Духа Святого, истинного Господа, дающего всем жизнь. Который от Отца исходит. Равно поклоняемого и славимого с Богом Отцом и Сыном Божиим, Верую, что Он (Дух Святой) говорил и предсказывал через пророков.

9. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Верую в одну единственную истинную, святую, соборную и апостольскую Церковь. Под Церковию мы здесь должны понимать "всемирное общество верующих в Бога всех времен и народов, не только человеков, но и ангелов, соединенных между собой, во имя Спасителя мира, евангельским и апостольским учением и правым исповеданием веры, наподобие членов в едином теле, под единою Главою - Господом нашим Исусом Христом" (Б. Катихизис).

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Верую и исповедую, что таинство Крещения, правильно совершенное, не повторяется и что оно служит во оставление грехов. И вместе с Крещением признаю и другие церковные таинства: Миропомазание, Покаяние, Причащение, Свяще-нство, Брак, Елеопомазание.

11. Чаю воскресения мертвым.

Ожидаю воскресения мертвых и верую, что во Второе пришествие Спасителя все умершие оживут и каждая душа соединится с своим телом.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Верую и ожидаю, что после воскресения мертвых будет жизнь для верующих и благочестивых людей в будущем веке: вечная, радостная и блаженная. Воистину так!

Читай далее:

Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим
(трижды, с поклонами).

О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия
(трижды, с поклонами земными).

Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон).

Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя, и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Вся небесныя силы, святии ангели и Архангели, херувими и серафими, помилуйте мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце. (поклон).

Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).

После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.

Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего.

Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем.

Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем.

Святыи славныи пророче Илие, моли Бога о мне грешнем.

Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем.

Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем.

Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем.

Святии славнии апостоли и еваигелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем.

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем.

Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем.

Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем.

Преподобнии и богоноснин отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем.

Святии вси, молите Бога о мне грешнем.

После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовного отца.
Потом молись о здравии родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами:

Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (назови имена, поклон).

Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон),

от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон).

И прости им всякое согрешение, вольное и невольное (поклон).

И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Потом помолись за упокой духовных отцов. родителей и близких по плоти и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:

Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (назови имена, поклон).

И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их н помилуй (поклон).

Вечныя муки избави (поклон).

Небесному царствию причастники учини (поклон).

И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Заканчивая молитвы, говори;

Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя, милости Твоея ради (поклон земной).

Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове (поклон земной),

Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи (поклон земной).

Достойно есть... (всю молитву, и поклон земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).

И ныне, и присно и во веки веком, аминь (поклон).

Господи помилуй. Господи помилуй, Господи благослови (поклон).


И отпуст:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

И, наклонившись до земли, без осенения себя крестным знамением, читай прощение:

Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся; даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи (поклон).

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим, исправи и поспеши (поклон).

Помяни, Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).

Помилуй, Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

Помилуй, Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечный (поклон).

Помяни, Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

Помяни, Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).

Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом .
По окончании молитв, как утром, так и вечером, ограждаясь своим нательным крестом, говори:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего (после этого целуй крест).

Вечером, перед сном, читаем молитву Кресту (перекрестись);

Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменающихся крестным знамением. И да возвеселимся рекуще: радуися. Кресте Господень, прогоняя бесы силою на Тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшего силу дияволю, и давшаго нам Крест Свой Честныи на прогнание всякаго супостата. О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всеми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь.

 


О МОЛИТВЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. И все поклоны должны быть земные. Перед отпустом читается молитва “Честнейшую херувим...” вся до конца, и земной великий поклон. И далее:
Именем Господним благослови, отче.
За молитв святых отец наших, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).

И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина:
Господи и Владыко Животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной великий поклон).

Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной великий поклон).

Ей, Господи, Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (земной великий поклон).


После этого полагаются еще 12 земных поклонов с молитвами:
1 .Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды, с поклонами).
3. Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
4. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).
5. Создавыи мя Господи, и помилуй мя (поклон).
6. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

Повтори их. Затем еще раз прочитай всю молитву св. Ефрема Сирина (земной великий поклон; всего 16 поклонов).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
Отпуст. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради... (см. выше).
Прощение. Ослаби, остави... (см. выше).
Далее, как указано выше в обычных утренних и вечерних молитвах.

О МОЛИТВЕ НА СВЯТОЙ ПАСХЕ

В приходных и исходных поклонах вместо “Достойно есть” (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:
Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).
На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу и Павечерницу пасхальным чином.
От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).
В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв...”“Христос воскресе” (трижды). "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради” (трижды).
Далее, как обычно.
От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи” не читается и ни чем не заменяется.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Вставши пред святыми иконами, по приготовлении трапезы, говори:
За молитв святых отец наших, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон). Это говорит с поклоном только возглавляющий молитву. Далее, все вместе:
Отче наш... (поклон).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
За молитв пречистыя Ти Матере, и всех святых Твоих, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон).

Это говорит с поклоном только возглавляющий молитву. Далее, все вместе:
Боже, милостив буди, мне грешному (поклон).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго (поклон).

С благоговением садись за стол. Перед тем, как начать есть, старший должен вслух прочитать молитву Исусову, а присутствующие должны ответить: “Аминь”.
И потом говорят: “Благословите покушать”. Старший отвечает: “Бог благословит”.
И с молитвой и молчанием вкушают во славу Божию.
Если прилучится кому-либо из христиан войти в горницу во время трапезы, то он должен сказать: “Ангел за трапезой”. Сидящие за столом отвечают: “Невидимо предстоит”.

МОЛИТВА ПОСЛЕ ОБЕДА

По окончании трапезы огради себя крестным знамением, и, выходи из-за стола; встав перед святыми иконами, говори:
За молитв святых отец наших, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон). Это говорит с поклоном только возглавляющий молитву. Далее, все вместе:
Достойно есть... (поклон).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
За молитв пречистыя Ти Матере, и всех святых Твоих, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон).

Это говорит с поклоном только возглавляющий молитву. Далее, все вместе полагают 12 поклонов с молитвой Исусовой.
Помолись о здравии и спасении милующих и питающих:
Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих, милующих и питающих нас (имя рек, поклон).
Избави их от всякия скорби гнева и нужды (поклон);
От всякия болезни душевныя и телесныя (поклон);
И прости им всякое согрешение вольное и невольное (поклон);
И душам нашим полезная сотвори (поклон).

Затем три поклона с молитвой “Боже милостив...”.
После этого поблагодари за трапезу: “Спаси вас Христос и сохрани на многия лета”.
В некоторых местах имеется обычай: после молитв о здравии и спасении поют три раза “И сохрани их на многая лета”, а после этого молятся три поклона с молитвою мытаря и благодарят за трапезу.


МОЛИТВЫ ПРЕД УЖИНОМ

Молятся также, как и пред обедом, только вместо “Отче наш” читают:
Ядят нищии и насытятся, и возхвалят Господа взыскающии Его. Жива будут сердца их в век века.

МОЛИТВЫ ПОСЛЕ УЖИНА

Молятся также, как и после обеда, только вместо “Достойно есть” читают:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веком, аминь.
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (без поклонов).
Бысть чрево Твое, святая трапеза, имуще небеснаго хлеба Христа, от Него же всяк ядыи не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон).
Возвеселил мя еси Господи в твари Твоей, и в делех руку Твоею возрадуюся. Знаменася на нас свет лица твоего, Господи, дал еси веселие в сердцы моем. От плода пшеницы, вина и елея Твоего умножишася, в мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на упование вселил мя еси.

Далее, Слава, и ныне (с поклонами) и прочее, как указано в молитвах после обеда.

МОЛИТВЫ ЗА ТРАПЕЗУ НА СВЯТОЙ ПАСХЕ И ДО ОТДАНИЯ ЕЯ

На Светлой седмице, от Христова воскресения до Пятницы включительно, согласно указанию Большого Устава, пред обедом вместо “Отче наш”, после обеда вместо “Достойно есть”, пред ужином вместо “Ядят нищии” и после ужина вместо “Слава, и ныне”, “Бысть чрево...”, “Возвеселил мя еси...” читаем “Христос воскресе из мертвых...” (трижды). Далее, Слава, и ныне (с поклонами) и все по порядку, как указано выше.
От Субботы Светлой седмицы и до вторника шестой седмицы (канун отдания Пасхи) включительно, в молитвах пред и после принятия пищи после “За молитв...” читаем “Христос воскресе из мертвых...” (трижды), затем — те же молитвы, что и в остальное время года (только вместо “Достойно есть...”“Светися, светися...”.
Пояснение: хотя отдание праздника Пасхи приходится на среду, но мы приступаем к трапезе после совершения службы: произнесли отпуст — отдание совершилось; поэтому то, в среду Отдания пасхи пред обедом и после молитвы творим, как в обычные дни. Подобное толкование распространяется и на субботу Светлой седмицы.

 



вверх >>



© 2004 - 2005

Hosted by uCoz